Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В,
судей Ефименко Е.В, Суслова К.К,
по докладу судьи Лободенко К.В,
при ведении протокола помощником судьи Власенко В.А,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Плетнева Вячеслава Викторовича по доверенности Слабоденюка И.А. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Плетнев В.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просит признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка по "... " с кадастровым номером "... " земель неразграниченной государственной собственности", обязать департамент издать постановление о внесении изменений и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключить с ним соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденной схемой.
В обоснование заявленных требований указано, что Плетнев В.В. является собственником земельного участка, площадью "... ", расположенного по адресу: "... "
21.02.2018 г. между Плетневым В.В. и администрацией муниципального образования город Краснодар заключен договор на размещение элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм на землях площадью "... ", в Западном внутригородском округе города Краснодара сроком на пять лет, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером "... " по "... ".
08.10.2018г. Плетнев В.В. посредством оказания услуг через Многофункциональный центр обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации за предоставлением муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и заключении с ним соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом (схемой), за счет объекта: земельного участка предназначенного под благоустройство прилегающей территории к жилому дому, литер К площадью "... ", на земельном участке, расположенном по адресу "... ".
Однако, сообщением от 18.10.2018г. в предоставлении муниципальной услуги Плетневу В.В. отказано со ссылкой на расположение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования.
Административный истец полагает данный отказ незаконным и необоснованным, в связи с чем, для защиты нарушенного права обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 июня 2019 года административное исковое заявление Плетнева В.В. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар об обжаловании действий и решений оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Плетнева В.В. по доверенности Слабоденюк И.А. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что административным ответчиком не представлены доказательства расположения территории спорного земельного участка в границах зоны планируемых к размещению объектов местного значения (автомобильных дорог) по "... ".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца Плетнева В.В. по доверенности Слабоденюка И.А, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Плетнев В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером "... ", площадью "... ", категория земель - "... ", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии "... ".
21.02.2018г. на основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар N 153, между Плетневым В.В. и администрацией муниципального образования город Краснодар заключен договор на размещение элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм па землях площадью "... " в Западном внутригородском округе города Краснодара сроком на пять лет, государственная собственность на которые не разграничена, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером "... " по улице "... ".
08.10.2018 г. Плетнев В.В. обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар за предоставлением муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и заключении с ним соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом (схемой), за счет объекта: земельного участка предназначенного под благоустройство прилегающей территории к жилому дому, литер К, площадью "... ", на земельном участке, расположенном по адресу "... ".
Однако, 18.10.2018г. департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в предоставлении муниципальной услуги Плетневу В.В. отказано по причине наличия у земель неразграниченной государственной собственности, за счет которых планируется увеличение земельного участка с кадастровым номером "... " признаков территории общего пользования.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
На основании п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с картой (схемой) транспорта и улично-дорожной сети генерального плана муниципального образования город, утверждённого решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 г. N 25 п. 15, разработанным с учётом перспективного развития города Краснодара, земли неразграниченной государственной собственности расположены в границах зоны планируемых к размещению объектов местного значения (автомобильных дорог) по улицам Рашпилевской/Терской, имеющих статус: общегородская улица регулируемого движения, прочие улицы соответственно. Кроме того, указанный участок расположен в границах внутриквартальных улиц, развитие которых транспортной схемой не предусматривается.
Положением п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
По общему правилу ст. 262 ГК РФ территория общего пользования не может быть предоставлена в пользование конкретному лицу.
Согласно судебной практики применения данной нормы вышестоящими судебными инстанциями, орган местного самоуправления отказывает в выборе и предоставлении испрашиваемого земельного участка, а также в размещении на нем объектов недвижимости в случае, если испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях общего пользования.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено, что предоставление административному истцу испрашиваемого земельного участка общего пользования противоречит правовой природе данного понятия.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вместе с тем, из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что административным ответчиком представлены доказательства законности оспариваемого решения департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Плетнева В.В. о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка по ул. Рашпилевской/Терской в Западном внутригородском округе города Краснодара с кадастровым номером "... " земель неразграниченной государственной собственности" и возложении на департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар обязанности издать постановление о внесении изменений и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключить с ним соглашение о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденной схемой.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным ответчиком не представлены доказательства расположения территории спорного земельного участка в границах зоны планируемых к размещению объектов местного значения (автомобильных дорог) по "... ", не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Плетнева В.В. по доверенности Слабоденюка И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.