Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-22
На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования, по следующим правовым основаниям.
1. В части первой статьи 3 Федерального закона содержатся отсылочные к законодательству Российской Федерации об авторском праве и смежных правах нормы, касающиеся определения творческих профессий в области литературы и искусства.
Формулировка части первой указанной статьи Федерального закона не соответствует Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", так как в названном Законе Российской Федерации не содержится норм, устанавливающих, что творческие профессии в области литературы и искусства определяются законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.
2. Частью первой статьи 4 Федерального закона установлено, что периоды творческой деятельности подтверждаются по фактам обнародования творческим работником своих произведений. Это положение Федерального закона декларативно. Не указано, где, в каких изданиях, на каких выставках и так далее должно происходить это обнародование, а также неясно, как определять продолжительность периода творческой деятельности.
3. Частью второй статьи 5 Федерального закона, предусматривающей, что "творческая деятельность не является предпринимательской деятельностью", в завуалированной форме практически устанавливаются налоговые льготы. Это противоречит законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, так как приведет к снижению поступлений доходов в федеральный бюджет.
4. В соответствии со статьей 7 Федерального закона профессиональному творческому работнику пособия по государственному социальному страхованию выплачиваются по месту жительства с учетом внесенных страхователем за данного профессионального творческого работника страховых взносов. Указанное положение не соответствует порядку и условиям назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию, которые определены законодательством Российской Федерации. Федеральным законом не учтены различные виды пособий (по временной трудоспособности, по уходу за ребенком, по случаю рождения ребенка и другие), а также то, что условия их назначения, размер и порядок выплаты дифференцированны. Кроме того, при установлении такого порядка выплаты пособий не учитываются объем участия в социальном страховании конкретного лица и размер страховых взносов, внесенных страхователем за конкретного застрахованного. Установление размера пособия по временной нетрудоспособности не является предметом регулирования Федерального закона. Таким образом, положение указанной статьи Федерального закона не соответствует Кодексу законов о труде Российской Федерации, Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и другим законодательным актам Российской Федерации.
5. Статьей 8 Федерального закона определяется порядок подтверждения общего трудового стажа творческих работников документами, выдаваемыми общественными объединениями творческих работников. Это противоречит порядку установления трудового стажа для целей государственного пенсионного обеспечения. Не учтено, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется исключительно путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон Российской Федерации.
6. Согласно статье 9 Федерального закона органы службы занятости наделяются правом принимать решения о признании безработными творческих работников, что является вторжением в компетенцию Правительства Российской Федерации, так как организацию работы органов исполнительной власти в соответствии со статьями 110, 112-114 Конституции Российской Федерации и с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет Правительство Российской Федерации.
7. Установление статьей 10 Федерального закона размера доплаты сверх вознаграждения, предусмотренного авторским договором, не является предметом регулирования Федерального закона.
Предоставление частью второй статьи 10 Федерального закона творческим работникам, работающим по трудовому договору (контракту), отпусков без сохранения заработной платы также не является предметом регулирования Федерального закона, так как регулируется законодательством Российской Федерации о труде (статья 76 Кодекса законов о труде Российской Федерации).
8. Вопросы, регулируемые статьей 11 Федерального закона, касающиеся интеллектуальной собственности творческих работников, являются предметом регулирования гражданского законодательства Российской Федерации. Использование результатов интеллектуальной деятельности является объектом исключительных прав и может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.
Страхование риска ответственности за нарушение договора, установленное частью третьей статьи 11 Федерального закона, относится к имущественным видам страхования (статьи 929, 931 и 963 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим оно неприменимо в области творческой (интеллектуальной) деятельности.
9. Статью 12 из Федерального закона следует исключить, так как вопросы приватизации регулируются Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Следует различать отношения, связанные с участием в трудовой деятельности в рамках трудового коллектива, и отношения, связанные с трудовой деятельностью по авторскому договору.
10. Статьей 14 Федерального закона устанавливаются особенности налогообложения творческих работников, что не соответствует требованиям Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации" и Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Указанными нормативными правовыми актами определено, что налоги (в том числе размеры их ставок и налоговые льготы) устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Кроме того, положения статьи 14 Федерального закона противоречат статье 2 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", определившей, что объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году (а не конкретные суммы вознаграждения), а также статьям 8, 10 и 11 названного Закона Российской Федерации, которыми регулируются вопросы налогообложения доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных обязанностей как по месту основной работы, так и не по месту основной работы.
В рассматриваемой статье Федерального закона делается попытка урегулировать вопросы налогообложения творческих работников, которые осуществляют свою деятельность в рамках гражданско-правовых договоров. В то же время статьей 5 Федерального закона устанавливается, что творческий работник имеет право осуществлять творческую деятельность не только на основе гражданско-правового договора, но и на основе трудового договора (контракта), а также без заключения договора. Таким образом, за рамками Федерального закона остается вопрос о налогообложении творческих работников, которые осуществляют свою деятельность без заключения гражданско-правового договора.
11. Статья 17 Федерального закона носит дискриминационный характер в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. В соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации.
12. Положениями статьи 26 Федерального закона нарушаются права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установленные статьями 12, 73, 130 и 132 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Установление Федеральным законом льгот в сфере ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления недопустимо. В отношении местного самоуправления следует отметить, что в соответствии со статьей 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Исполняющий обязанности
Президента Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-22
Текст письма официально опубликован не был