Каков порядок уплаты организацией налогов по месту нахождения ее филиалов?
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо о порядке уплаты организацией налогов по месту нахождения ее филиалов и сообщает следующее.
Предусмотренные в пункте 4 статьи 1 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правила в отношении филиалов и представительств юридического лица, признававшихся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками, регулируют порядок уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Ваша позиция о применении этих правил в отношении филиалов и представительств юридического лица, имеющих отдельный баланс и (или) расчетный (текущий) счет, с 1 января 2000 года поддерживается. Представляется, что с указанной даты должен применяться новый режим исчисления и уплаты организациями всех налогов, а не только налогов, по которым установлен годовой налоговый период.
Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что действие пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, на который Вы ссылаетесь в письме, приостановлено до 1 января 2000 года на основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N 51-ФЗ "О приостановлении действия пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу со дня его официального опубликования.
В части первой статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 1999 года, предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В этом положении Кодекса до вступления в силу его части второй ссылка на Кодекс приравнивается к ссылке на отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов, согласно статье 5 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ. Аналогичное правило не распространяется на часть вторую статьи 19 Кодекса, в которой предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Кодексом.
Российскими организациями для целей налогообложения с 1 января 1999 года признаны юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац второй пункта 2 статьи 11 Кодекса).
В связи с вступлением в силу части первой Кодекса возникла неопределенность в отношении порядка уплаты налогов и сборов организациями по месту осуществления своей деятельности, посредством создания филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе имеющих отдельный баланс и (или) расчетный (текущий) счет, которая сохраняется, по нашему мнению, и после вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 года N 155-ФЗ.
Порядок исчисления налога и порядок уплаты налога в силу пункта 1 статьи 17 Кодекса являются обязательными элементами налогообложения, которые должны быть определены при установлении налога. Последнее закреплено и в пункте 6 статьи 3 Кодекса, предусматривающем принцип, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах в силу закона (пункт 7 статьи 3 Кодекса) толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Полагаем, что такие акты должны применяться не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия с учетом определенного для участников налоговых правоотношений подготовительного периода в целях ознакомления с указанными актами и подготовкой для их исполнения, что, по существу, предусмотрено в пункте 1 вышеназванной статьи.
Отказ с 1 января 1999 года от признания филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций самостоятельными налогоплательщиками, а также возложение с 13 августа 1999 года в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ на организации дополнительной обязанности встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, кроме филиалов и представительств, являются важными нововведениями для обеспечения более полного распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований. Однако эти нововведения нельзя признать достаточными для обеспечения реализации указанной цели. Требуется дополнительное законодательное регулирование, установление справедливых и ясных правил уплаты организациями федеральных, региональных и местных налогов и сборов по месту их деятельности, в т.ч. посредством создания обособленных подразделений.
Учитывая изложенное, а также в целях недопущения выпадающих налоговых доходов бюджетов в ходе их исполнения, полагаем, что в текущем году перерасчеты по налогам в связи со вступлением в силу Федерального закона от 9 июля 1999 года N 155 проводить не надо.
Порядок уплаты местных налогов регулируется представительными органами местного самоуправления, если иное не установлено федеральными законами. При осуществлении организацией деятельности на территории различных муниципальных образований у организации возникает обязанность по уплате соответствующих местных налогов, применяемых в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Поскольку налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1 статьи 26 Кодекса), полагаем, что может быть представлена в налоговый орган по месту нахождения филиала налоговая декларация, подписанная руководителем этого филиала, если соответствующие полномочия переданы создавшим его юридическим лицом и документально подтверждены.
Руководитель Департамента
налоговой политики | А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.