Письмо Президента РФ от 30 декабря 1999 г. N Пр-1761
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 22 декабря 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "Об официальном статистическом учете в Российской Федерации" (далее именуется - Закон) по следующим основаниям.
Анализ Закона показывает, что большинством его положений законодатель присваивает себе полномочия Правительства Российской Федерации, что противоречит принципу разделения властей как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Так, статьями 4, 5, 7, 8 и другими статьями Закона на федеральные органы исполнительной власти возлагаются конкретные полномочия, тогда как согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" решение этих вопросов отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 8 Закона статистическая информация, полученная федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами в рамках выполнения Федеральной программы статистических работ, предоставляется юридическим лицам и гражданам по их запросам на платной основе.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" порядок получения пользователем информации определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных указанным Федеральным законом. А согласно статье 7 Закона информационные ресурсы, сформированные из статистической информации, получаемой в результате проведения государственных федеральных статистических наблюдений, являются федеральной государственной собственностью.
В соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации. Таким образом, указанное положение должно быть урегулировано актом Правительства Российской Федерации.
Статьей 10 Закона предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальные органы правомочны создавать унитарные предприятия для получения статистической информации сверх Федеральной программы статистических работ в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится официальный статистический учет. Деятельность федеральных органов государственной власти осуществляется в рамках предметов ведения, определенных указанной статьей. В соответствии со статьями 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации статистическая деятельность, не носящая характер официального статистического учета, не может быть отнесена к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы государственной власти могут участвовать в гражданско-правовых отношениях исключительно в рамках своей компетенции, установленной соответствующими нормативными правовыми актами. В связи с тем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по осуществлению деятельности, выходящей за рамки официального статистического учета, не могут быть отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти в области статистического учета, ни указанный орган, ни его территориальные органы не вправе выступать в качестве учредителя соответствующих унитарных предприятий.
Положения Закона, касающиеся государственных региональных статистических наблюдений, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, противоречат статье 71 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой официальный статистический учет находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В статье 13 Закона содержатся положения, характеризующие составы правонарушений в области статистической деятельности, которые не являются предметом регулирования Закона.
Статьи 14 и 15 Закона не имеют собственного предмета правового регулирования, так как носят либо декларативный, либо отсылочный характер.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 30 декабря 1999 г. N Пр-1761
Текст письма официально опубликован не был