Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матыциной Е.И,
судей Фахрутдинова И.И, Карякина Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации муниципального образования "город Ижевск" на решение Октябрьского районного суда города Ижевска от 6 марта 2019 года по административному делу N2а-2279/2019 по административному исковому заявлению Майшева М.А, действующего в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования "город Ижевск" о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыциной Е.И, объяснения Кузьминой Т.В. - представителя администрации муниципального образования "город Ижевск", поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Майшева М.А. - законного представителя ФИО1, представителей административного истца Лобанова А.В, Устьянцева Е.И, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Майшев М.А, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Город Ижевск" о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что 15 ноября 2018 года он обратился в администрацию г. Ижевска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1542 кв.м. на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Письмом администрации от 13 декабря 2018 года в удовлетворении заявления было отказано по мотивам не предоставления документов, подтверждающих нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий.
Полагает, что отказ является незаконным и нарушающим права его семьи, имеющей ребенка-инвалида на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г. Ижевске на основании пункта 14 части 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации и части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку в настоящее время законодательство не содержит норм, возлагающих на инвалидов обязанность подтверждать свою нуждаемость в улучшении жилищных условий при обращении за предоставлением земельных участков без проведения торгов.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 6 марта 2019 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 июля 2019 года административные исковые требования Майшева М.А, действующего в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования "Город Ижевск" о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконным пункт 4.1 протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Ижевска от 29 ноября 2018 года N 43 в соответствии с которым Майшеву М.А, действующему в интересах ФИО1, отказано в предварительном согласовании представления в аренду земельного участка площадью 1542 кв. м, расположенного примерно в 40 метрах по направлению на юго-восток от "адрес" и обязал администрацию муниципального образования "Город Ижевск" повторно рассмотреть заявление Майшева М.А. от 15 ноября 2018 года о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной администрацией муниципального образования "Город Ижевск" в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся по административному делу судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального права.
Заинтересованное лицо - Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, от представителя получено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых актов исходя из следующего.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Такого характера нарушения норм права судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7) и, кроме того, предписывает органам государственной власти и органам местного самоуправления поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище (часть 2статья 40).
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства.
Как установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела 15 ноября 2018 года административный истец Майшев М.А, являющийся законным представителем несовершеннолетнего ФИО1, действующий в его интересах, обратился в администрацию муниципального образования "Город Ижевск" с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1542 кв. м, расположенного примерно в 40 метрах по направлению на юго-восток от "адрес".
В качестве документа, подтверждающего право на предоставление земельного участка без проведения торгов, заявителем представлена справка об установлении инвалидности ФИО1 серии N, выданная бюро N76-филиала ФКУ "ГБ МСЭ" и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий.
Решением администрации г. Ижевска, изложенным в пункте 4.1 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке г. Ижевска от 29 ноября 2018 года N 43 в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на положения пункта 2 части 8 статьи 38.15 Земельного Кодекса Российской Федерации, согласно которому земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, не представлены сведения о постановке на учет инвалида, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Учет нуждающихся осуществляется в соответствии Административным регламентом муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденных Постановлением Администрации Постановлением от 21 мая 2012 года N 472.
Указанное решение доведено до административного истца письмом от 13 декабря 2018 года.
Разрешая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие нуждаемости не лишает заявителя права на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления гарантий реализации жилищных прав инвалидов и не связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц в улучшении жилищных условий.
Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной на всех лиц, относящихся к этой категории и семьи, имеющей в своем составе инвалидов.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики согласилась.
Оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", утратившим силу 13 апреля 2018 года, в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2018 года N410, были утверждены Правила предоставления льгот указанным категориям граждан, в соответствии с которыми предусматривалось в качестве основания для первоочередного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства нуждаемость лиц, относящихся к данной категории, в улучшении жилищных условий.
Административный истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов 15 ноября 2018 года.
На момент возникновения спорных правоотношений действующее законодательство не содержало положений ставящих право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий, поэтому выводы судебных инстанций о том, что оспариваемое решение нарушает права административного истца, действующего в интересах ребенка-инвалида и препятствует реализации права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации являются верными.
Ссылка в кассационной жалобе на пункт 7 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации и Закон Удмуртской Республике от 16 декабря 2002 года N68 -РЗ "Об бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики" не может быть принята во внимание, поскольку регулирует вопросы предоставления земельного участка в собственности бесплатно, в то время как административный истец просил предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов.
Положения Земельного Кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.
Установив вышеперечисленные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу, что отсутствие документов, подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, что свидетельствует о незаконности решения администрации муниципального образования "город Ижевск".
Судебными инстанциями нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, доводы, которыми аргументирована кассационная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной судебными инстанциями оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку кассационная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 6 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 1 июля 2019 года по административному исковому заявлению Майшева М.А, действующего в интересах ФИО1 к администрации
муниципального образования "город Ижевск" оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "город Ижевск" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.