Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белова В.И,
судей Сказочкина В.Н. и Тимохина И.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шукурова Хусаина Юсуповича на решение Советского районного суда города Казани от 22 апреля 2019 года по административному делу N 2а-2932/2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2019 года по административному исковому заявлению Шукурова Х.Ю. о признании незаконным распоряжения главы Администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 февраля 2019 года об исключении Шукурова Х.Ю. и членов его семьи из списка граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Белова В.И, изложившего обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и поданных на нее возражений представителями Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Мухамадиевой Ф.М. и главы Администрации Советского района исполнительного комитета муниципального образования города Казани Садыковой Г.Ф, объяснения Шукурова Х.Ю. и его представителя адвоката Соколовой Т.И. в поддержку доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
распоряжением главы Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 февраля 2019 года N 260р Шукуров Х.Ю. (далее - Шукуров Х.Ю, административный истец) и члены его семьи в составе 7 человек были исключены из списка граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, по причине того, что его дочери Т. и М. образовали свои семьи (имеют своих детей).
Полагая свои права нарушенными, Шукуров Х.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании данного распоряжения незаконным и возложении обязанности по их устранению путем восстановления его семьи в списке граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата.
Решением Советского районного суда города Казани от 22 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Шукурова Х.Ю. отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2019 года решение Советского районного суда города Казани от 22 апреля 2019 года оставлено без изменения.
Не согласившись с решениями судов, Шукуров Х.Ю. обратился в Шестой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты обеих инстанций отменить.
При этом автор жалобы указывает на то, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ N он и члены его семьи были признаны малоимущими и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включены в список многодетных семей, имеющих 5 и более детей. В следствие этого у них возникло право на получение жилищного сертификата согласно действовавшей на тот момент редакции Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (утвержденных постановлением от 16 мая 2008 года N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения") (далее - Правила), где не указывалось о том, что к детям многодетной семьи, образовавших свои семьи относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребенка (детей).
Данный пункт был изложен в уточненной редакции в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года N 1021.
Таким образом, так как действующая редакция Правил, по мнению административного истца, ухудшает его положение по сравнению с ранее существовавшим на момент признания нуждающимся в жилом помещении и включения в список многодетных семей, имеющих 5 и более детей, он, давая собственный анализ обстоятельств дела, считает, что должно быть применено положение части 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: супруга и дети административного истца Курбанова Ф.А, Шукуров Х.Ю, Шукурова Т.Х, Шукурова Л.Х, Шукурова М.Х, Шукурова М.Х., соответственно, а также Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не препятствует ее рассмотрению.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Однако таких нарушений по данному делу допущено не было.
При рассмотрении настоящего административного дела установлено, что распоряжением главы Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от ДД.ММ.ГГГГ N Шукуров Х.Ю. с семьей в составе 7 человек, проживающих по адресу: "адрес", на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ признаны малоимущими, поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включены в список многодетных семей, имеющих 5 и более детей. Указанная семья также была включена в список граждан, имеющих право на получение субсидии для обеспечения жильем многодетных семей в соответствии с Правилами.
Распоряжением главы Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 12 февраля 2019 года N 260р, в редакции распоряжения от 18 февраля 2019 года N 320р, Шукуров Х.Ю. с семьей в составе 7 человек, в том числе супруга, четыре дочери и сын, исключены из списка граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, поскольку дочери заявителя Шукурова Т.Х. и Шукурова М.Х. образовали свои семьи, так как имеют своих детей.
Согласно выписке из домовой книги, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 57,9 кв.м, зарегистрированы Шукуров Х.Ю, Курбанова Ф.А, Шукуров Х.Ю, Шукурова Т.Х, Шукурова Л.Х, Шукурова М.Х, Шукурова М.Х, а также несовершеннолетние Калафель Л.С, Калафель Л.М. и Сабирова С.Р.
Данные обстоятельства не противоречат имеющимся в деле доказательствам и не оспаривались сторонами.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москва и Санкт-Петербург было поручено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки (подпункты "а", "б" пункта 1).
В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей во время постановки семьи административного истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
При этом финансирование данных полномочий не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии такой возможности, что закреплено частью 4 статьи 26.3-1 этого же закона.
Указом Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 года N УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей" установлено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.
Пунктами 1, 4 данного Указа определено, что многодетные семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относятся к категориям граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений; Кабинету Министров Республики Татарстан поручено внести в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан, соответствующие изменения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 (в редакции, постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года N 1021, действовавшей в период вынесения оспариваемых судебных актов), право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи (к детям многодетной семьи, образовавшим свои семьи, относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребенка (детей)).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций правильно исходили из того, что состояние в рассматриваемом списке в качестве членов семьи Шукуров Х.Ю. - Шукуровой Т.Х. и Шукуровой М.Х, которые образовали свои семьи (имеют своих детей), в силу действующего подпункта "а" пункта 4 Правил, то есть специальной нормы, является препятствием для реализации права нуждающейся в улучшении жилищных условий, малообеспеченной многодетной семьи административного истца на получение жилищного сертификата, выдача которого является дополнительной мерой социальной поддержки от Республики Татарстан с учетом финансовой возможности регионального бюджета и не относится к обязательным видам социального обеспечения.
При этом наличие права на соответствующие льготы и гарантии должно иметь место в момент его реализации, а утрата соответствующего статуса не лишает административного истца права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, при соответствии членов семьи критериям принятия на учет нуждающихся с учетом иных льгот, а при их отсутствии - на общих основаниях, о чем к верному выводу пришли суды обеих инстанций.
Таким образом, выводы в судебных актах, вопреки мнению в жалобе, основаны на правильной оценке исследованных фактических данных и верном толковании и применении норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, ссылка административного истца в жалобе на необходимость применения норм жилищного и семейного права, учета фактических семейных связей, в рассматриваемом случае несостоятельна.
Доводы кассационной жалобы о том, что действующая редакция подпункта "а" пункта 4 Правил ухудшает положение административного истца по сравнению с существовавшим положением на момент признания его семьи нуждающейся в жилом помещении, как и указание на то, что в данном случае должны быть применены положения части 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, по мнению суда кассационной инстанции, также являются несостоятельными.
Так, подпункт "а" пункта 4 Правил, изложенный в уточненной редакции в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года N 1021, существенного изменения по своему смыслу не претерпел, а лишь более конкретно раскрыл понятие детей многодетной семьи, образовавших свои семьи, указав о том, что к таковым относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребенка (детей), то есть ухудшить положение Шукуров Х.Ю. не мог.
Постановлением Конституционного суда Республики Татарстан от 5 октября 2011 года N 44-П подпункт "а" пункта 4 Правил (в редакции, действовавшей во время постановки семьи административного истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) признан соответствующим Конституции Республики Татарстан.
Согласно "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 532-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.4.3), а неполная семья - семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей (пункт 2.4.2).
При этом названный стандарт устанавливает термины и определения понятий именно в области социального обслуживания населения.
Пункт 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации регулирует вопросы, касающиеся действия во времени актов гражданского законодательства.
Понятие гражданского законодательства дано в пунктах 1 и 2 статьи 3 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, состоит из данного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Учитывая, что Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 года N 326 не могут быть отнесены к актам гражданского законодательства, положения пункта 1 статьи 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации в данном случае также не применимы.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, лишены правовых аргументов, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права.
На основании изложенного судебная коллегия кассационного суда полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами первой и апелляционной инстанций обоснованно и основания для их отмены либо изменения отсутствуют.
Руководствуясь частью 9 статьи 327, статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 22 апреля 2019 года по и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 июля 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шукурова Хусаина Юсуповича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.