Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И,
судей Карякина Е.А, Матыциной Е.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Огородниковой В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 16 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 июля 2019 года по административному делу N 2а-2987/2019 по административному иску Огородниковой В.В. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, Администрации города Ижевска об оспаривании действий, признании недействительным протокола комиссии.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, объяснения Огородниковой В.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Огородникова В.В. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Минстрой Удмуртской Республики), Администрации города Ижевска об оспаривании действий, признании недействительным протокола комиссии.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что на основании решения Октябрьского районного суда г. Ижевска от 23 сентября 2016 года на Минстрой Удмуртской Республики возложена обязанность включить Огородникову В.В. в список пострадавших участников строительства. Решение суда было исполнено, Огородникова В.В. была включена в указанный список, что подтверждается письмом Минстроя Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N.
Огородниковой В.В. получено письмо Минстроя Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N о включении ее в список на конкурс, переданный для предоставления меры по защите прав пострадавших участников строительства новому застройщику ООО " "данные изъяты"", признанному победителем конкурса по определению нового застройщика в целях предоставления мер по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории г. Ижевска, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков в отношении земельного участка с адресным ориентиром: "адрес", "адрес", в 600 м. по направлению на северо-восток от жилого "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу поступило письмо Минстроя Удмуртской Республики, подтверждающее включение ее в список пострадавших участников строительства, меры по защите прав которых будут предоставлены победителем конкурса ООО " "данные изъяты"". Этим же письмом Минстрой Удмуртской Республики разъяснил административному истцу необходимость обращения в адрес застройщика ООО " "данные изъяты"".
В августе 2018 года Огородникова В.В. самостоятельно обратилась в ООО " "данные изъяты"", которое предоставило ей для изучения документы.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направила ООО " "данные изъяты"" уведомление о согласии на получение мер по защите пострадавшего участника строительства.
ООО " "данные изъяты"" уведомление Огородниковой В.В. проигнорировало, в связи с этим она подала исковое заявление в Ленинский районный суд г. Перми о понуждении к предоставлению мер по защите прав пострадавшего участника строительства.
В дальнейшем, при рассмотрении гражданского и административных дел по искам Огородниковой В.В, ей стало известно, что Минстрой Удмуртской Республики внес изменения в Список на конкурс, дополнив список новыми лицами, заменив Огородникову В.В. на иное лицо, а ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"" предоставили в адрес муниципального образования " "данные изъяты"" отчет о предоставлении мер по защите прав граждан - участников долевого строительства в отношении 48 дольщиков. Застройщик указал, что он полностью выполнил свои обязательства по предоставлению указанных мер. Отчет был принят протоколом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как указывала административный истец, в результате действий административных ответчиков она не получила меру по защите прав граждан - участников долевого строительства.
В связи с этим, обратившись с административным исковым заявлением в суд, Огородникова В.В. просила признать незаконным действия Минстроя Удмуртской Республики по ее замене на иное лицо в списке пострадавших участников строительства на конкурс по определению нового застройщика в целях предоставления мер по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории г. Ижевска, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков в отношении земельного участка с адресным ориентиром: Удмуртская Республика, "адрес", в 600 м. по направлению на северо-восток от жилого "адрес"; признать недействительным протокол комиссии по проверке предоставления мер по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ N.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 16 мая 2019 года в удовлетворении административного иска Огородниковой В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Огородниковой В.В. без удовлетворения.
В кассационной жалобе Огородниковой В.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, в связи с несоответствием изложенных в них выводов, обстоятельствам административного дела и постановленных с нарушением норм процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами допущены такого рода нарушения.
Как следует из материалов административного дела, решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 23 сентября 2016 года на Минстрой Удмуртской Республики была возложена обязанность включить Огородникову В.В. в список пострадавших участников строительства.
Как следует из Минстроя Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N Огородникова В.В. включена в список пострадавших участников строительства.
Приказом Минстроя Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Список на конкурс, переданный для предоставления меры по защите прав пострадавших участников строительства новому застройщику ООО " "данные изъяты"", признанному победителем конкурса по определению нового застройщика в целях предоставления мер по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории г. Ижевска, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков в отношении земельного участка с адресным ориентиром: "адрес", в 600 м. по направлению на северо-восток от жилого "адрес", кадастровый N.
Приказом Минстроя Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N в список на конкурс включена Огородникова В.В.
ДД.ММ.ГГГГ ООО " "данные изъяты"" направило в адрес муниципального образования " "данные изъяты"" отчет о предоставлении мер по защите прав граждан - участников долевого строительства в отношении 48 дольщиков.
Отчет был принят протоколом комиссии Администрации г. Ижевска по проверке предоставления мер по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории г. Ижевска, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков от ДД.ММ.ГГГГ N.
Разрешая заявленные Огородниковой В.В. административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что доказательств исключения либо замены Огородниковой В.В. в списке на конкурс, переданный для предоставления меры по защите прав пострадавших участников строительства новому застройщику ООО " "данные изъяты"" не имеется. Действия Администрации г. Ижевска по утверждению отчета ООО " "данные изъяты"" о предоставлении мер по защите прав граждан - участников долевого строительства в отношении 48 дольщиков права административного истца не нарушают.
Судебная коллегия согласиться с указанными выводами не может, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам административного дела.
Отношения, связанные с предоставлением поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Удмуртской Республики, регулируются Законом Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков" (далее по тексту - Закон Удмуртской Республики N-РЗ).
Статьей 1 данного Закона определён предмет его регулирования - защита прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, перед которыми организациями, осуществлявшими строительство указанных многоквартирных домов, не исполнены обязательства по строительству и (или) передаче им жилых помещений в собственность.
При этом меры по защите прав пострадавших участников строительства предоставляются только гражданам, включенным в соответствии с настоящим Законом в список пострадавших участников строительства (далее - Список) (часть статьи 6 Закона Удмуртской Республики N-РЗ).
Уполномоченным органом по организации и обеспечению предоставления мер по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков, определено Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (пункт 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О реализации Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Удмуртской Республики, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков", далее по тексту - Постановление N).
В целях реализации Закона Удмуртской Республики N-РЗ подпунктом 4 пункта 2 Постановления N утверждён Порядок формирования и ведения Списка пострадавших участников строительства (далее по тексту - Порядок).
В силу пункта 5 Порядка, уполномоченный орган формирует Список в соответствии с хронологической последовательностью подачи пострадавшими участниками строительства заявления о включении в Список по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Пунктом 6 Порядка определён перечень документов, необходимых для предоставления с заявлением в уполномоченный орган для принятия решения о приёме или отказе в их приёме, которое принимается в трёхдневный срок со дня их поступления.
В соответствии с пунктом 17 Порядка уполномоченный орган формирует и утверждает в срок не позднее трех рабочих дней с даты подведения итогов конкурса по определению нового застройщика (далее - конкурс) Список пострадавших участников строительства на конкурс (далее - Список на конкурс) из числа пострадавших участников строительства, включенных в список до даты проведения конкурса.
Список на конкурс формируется в пределах определенного на конкурсе количества пострадавших участников строительства, которым необходимо предоставить меры по защите их прав в соответствии с Законом Удмуртской Республики, и количества квадратных метров общей площади жилых помещений.
Как следует из пунктов 22, 23 Порядка уполномоченный орган передает в срок не позднее пяти рабочих дней с даты подведения итогов конкурса победителю конкурса Список на конкурс, утвержденный руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им лицом.
В случае отказа пострадавшего участника строительства от заключения с победителем конкурса договора купли-продажи или договора долевого участия в отношении предложенного победителем конкурса жилого помещения пострадавший участник строительства исключается из Списка на конкурс в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения такого отказа, оформленного в письменной форме.
В этом случае уполномоченный орган вносит изменения в Список на конкурс, включив в него следующего по Списку пострадавшего участника строительства с учетом очередности включения в Список на конкурс, указанной в пункте 18 настоящего Порядка.
Исключение из Списка осуществляется уполномоченным органом в срок не позднее десяти рабочих дней с даты выявления таких фактов.
Решение об исключении пострадавшего участника строительства из списка на конкурс может быть обжаловано в установленном федеральным законодательством порядке.
По смыслу приведенных выше требований закона и иных нормативно-правовых актов следует, что победитель конкурса - новый застройщик оказывает меры поддержки по защите прав пострадавших участников строительства на основании Списка на конкурс, который формируется исключительно уполномоченным органом. Полномочия по включению и исключению лиц из списка относится также к компетенции уполномоченного органа.
По условиям заключенного между Минстроем Удмуртской Республики и новым застройщиком ООО " "данные изъяты"" соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, застройщик обязан предоставить 48 пострадавшим участникам строительства, выключенным в список пострадавших участников в срок до ДД.ММ.ГГГГ меры по защите прав пострадавших участников строительства и предоставить в орган местного самоуправления отчет о предоставленных мерах.
Как следует из материалов административного дела и не оспаривается сторонами, Огородникова В.В. была в установленном законом порядке включена в список на конкурс по определению нового застройщика для получения мер поддержки, то есть входила в число 48 пострадавших участников строительства.
Между тем, в окончательный список участников строительства на конкурс по определению нового застройщика, которым были оказаны меры поддержки в рамках заключенного между Минстроем Удмуртской Республики и новым застройщиком ООО " "данные изъяты"" соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, Огородникова В.В. не вошла. Данное обстоятельство подтверждается отчетом о предоставлении мер по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории г. Ижевска, пострадавших от действия (бездействия) недобросовестных застройщиков ООО " "данные изъяты"".
Согласно решению Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционному определению Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставившему вышеуказанный судебный акт без изменения, меры поддержки Огородниковой В.В, как пострадавшей участнице строительства, не были оказаны по причине ее отказа от предложения застройщика ООО " "данные изъяты"". В дальнейшем, по этой причине, по согласованию с уполномоченным органом, были внесены изменения в список 48 дольщиков, которым ООО " "данные изъяты"" должно оказать соответствующие меры поддержки, и истец (Огородникова В.В.) исключена из списка (том 1, л.д. 158-161, том 2, л.д. 49-51).
В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в Ленинский районный суд г. Перми ООО " "данные изъяты"" указывает, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Огородниковой В.В. направлялось письменное предложение по предоставлению мер поддержки пострадавших участников строительства. Огородникова В.В. от получения почтовой корреспонденции отказалась.
Указанная информация была направлена в адрес Минстроя Удмуртской Республики.
В связи с отказом Огородниковой В.В. от предложения нового застройщика по оказанию мер поддержки, в список на конкурс также были внесены изменения, дополнены новые лица - "обманутые дольщики" (том 1, л.д. 19-20).
Информированность Минстроя Удмуртской Республики о том, что по мнению ООО " "данные изъяты"" Огородникова В.В. отказалась от мер поддержки, подтверждается ответом Минстрой Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N (том 1, л.д. 8).
Из представленных административными ответчиками в суд первой инстанции доказательств следует, что внесение изменений в список на конкурс, которым включен новый пострадавший участник строительства, осуществлено на основании Приказа Минстроя Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после получения от ООО " "данные изъяты"" информации об отказе Огородниковой В.В. от получения мер поддержки.
Возможность включения в список на конкурс следующего по списку пострадавшего участника строительства предусмотрена пунктом 23 Порядок формирования и ведения Списка пострадавших участников строительства, согласно которому эта возможность реализуется уполномоченным органом только после исключения из этого списка иного пострадавшего участника строительства, иной механизм законом не предусмотрен.
Как следует из отчета ООО " "данные изъяты"" о предоставлении мер по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории г. Ижевска, пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков и приложенного к нему списка лиц, новым застройщиком ООО " "данные изъяты"" были оказаны меры поддержки тем лицам, которые включены в список на конкурс позднее Огородниковой В.В.
Согласно вступившим в законную силу судебным актам по спору между Огородниковой В.В. и ООО " "данные изъяты"", невозможность оказания Огородниковой В.В. мер поддержки в рамках заключенного между Минстроем Удмуртской Республики и новым застройщиком ООО " "данные изъяты"" соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, вызвана двумя факторами - отказом от получения почтовой корреспонденции, и последовавшим вследствие этого внесением изменений в список на конкурс.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной инстанций о нахождении Огородниковой В.В. в списке на конкурс, сделаны без учета приведенных выше обстоятельств и требований закона. Данное обстоятельства также подтверждается выводами суда первой инстанции по требованиям Огородниковой В.В. об оспаривании протокола комиссии по принятию отчета застройщика, из которых следует, что меры поддержки были оказаны победителем конкурса только тем лицам, которые включены в список на конкурс. Между тем, ранее судом сделан вывод о нахождении Огородниковой В.В. в этом списке на конкурс, тогда как фактически меры поддержки ею не получены.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 постановления Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки руководящим разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушениям норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера, что является безусловным основанием для отмены постановленных по делу судебных актов и направления дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В ходе нового рассмотрения суду необходимо правильно установить юридически значимые по административному делу обстоятельства, исходя из требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно распределить бремя доказывания и учитывая вышеприведенные факты, принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 16 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 24 июля 2019 года по данному административному делу отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Ижевска в ином составе суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.