Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф,
судей Нафикова И.А, Белоусовой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 02.04.2019
по административному делу по административному исковому заявлению Куркмазову Н.С, Куркмазова А.У, в том числе в интересах несовершеннолетних детей Куркмазовой А.У, Куркмазова А.У, к Администрации муниципального образования Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края о восстановлении пропущенного процессуального срока, оспаривании решений органа местного самоуправления, возложении совершения действий (дело в суде первой инстанции N 2а-1179).
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, объяснения представителя Администрации муниципального образования Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края Шевченко В.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также возражения против удовлетворения кассационной жалобы Куркмазовой Н.С. и ее представителя адвоката Шаталовой А.А, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Куркмазова Н.С. и Куркмазов У.М. обратились в Кочубеевский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования Новодеревенский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края с административным исковым заявлением об оспаривании постановлений об исключении их из списка граждан, нуждающихся в жилом помещении и восстановлении в списке граждан, участвующих в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей". Просили суд признать незаконными:
постановление Администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края N 94 от 21.12.2010 года об исключении Куркмазова У.М. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации;
постановление Администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края N 112 от 02.09.2016 года об исключении Куркмазовой Н.С. из списка общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации;
признать Куркмазова У.М, 27.02.1989 года рождения, и Куркмазову Н.С, 19.04.1988 года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N1050 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 г. N 466);
возложить на Администрацию муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края обязанность восстановить семью Куркмазовых в составе семьи из 4 человек, включая Куркмазова А.У, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Куркмазову Н.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан участников ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, за очередными номерами, действовавшими на дату вынесения соответствующих постановлений администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования административных истцов мотивированы отсутствием правовых оснований для их исключения из списков, поскольку их молодая семья соответствовала условиям, предусмотренных программой, в том числе по недостающей площади с учетом всех членов семьи, наличию доходов, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья, кроме того, основаниями их исключения указаны, как предусмотренные частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, тогда как именно основания исключения предусмотрены частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые в постановлениях не приведены и доказательства их наличия отсутствуют.
12.12.2018 Кочубеевским районным судом Ставропольского края принято решение, которым Куркмазову У.М. восстановлен пропущенный процессуальный срок для обжалования постановления Администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края N 94 от 21.12.2010 года, Куркмазовой Н.С. в восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования постановления Администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края N 112 от 02.09.2016 года отказано, иные заявленные требования оставлены судом без удовлетворения в полном объеме.
Со ссылками на пункты 6 и 7 ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1050, часть 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации суд признал оспариваемые постановления законными и обоснованными, поскольку на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении у семьи Куркмазовых отсутствовали основания для признания таковыми в виду обеспеченности жилой площадью, при этом как на момент постановки на очередь, так и на момент исключения из нее. Судом дана оценка несоответствию семьи Куркмазовых относительно доходов, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья. Отказывая в удовлетворении требований по возложению обязанностей по восстановлению в списках и очереди судом дополнительно дана оценка представленным Куркмазовым У.М. по состоянию на 2018 год и Куркмазовой Н.С. на 2016 год сведений об их платежеспособности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции административные истцы оспорили его в апелляционном порядке, ссылалась на допущенные судом нарушения норм материального права.
02.04.2019 апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 12.12.2018 отменено, по делу принято новое решение, которым требования Куркмазовой Н.С. и Куркмазова У.М. об оспаривании постановлений об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилом помещении, и восстановлении в списке граждан, участвующих в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" удовлетворены в полном объеме.
10.09.2019 Куркмазова Н.С. и Куркмазов У.М. обратились в Ставропольский краевой суд с заявлением о разъяснении апелляционного определения, указывая на возникшие неясности при его исполнении, поскольку на основании апелляционного определения администрация восстановила их в списке граждан, нуждающихся в жилом помещении, за N 63 и в списке граждан - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" за N 6, поставив на учет в соответствующей очереди, но не восстановив в ней согласно их очереди на момент исключения из нее.
22.10.2019 года судебной коллегией по административным делам Ставопропольского краевого суда в удовлетворении заявления о разъяснении апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 02.04.2019 отказано.
При рассмотрении заявления Администрация муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края дала пояснения, что момент вынесения апелляционного определения очередность, действующая на момент вынесения оспариваемых постановлений от 21.12.2010 и от 02.09.2016 претерпела изменения, поскольку в 2018 году граждане участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" получили сертификаты.
17.10.2019 Администрация муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района обратилась в Пятый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, полагая подлежащим отмене судебный акт апелляционной инстанции, как принятый с существенными нарушениями норм материального права.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции инстанции не явился административный истец Куркмазов У.М, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещен надлежащим образом, ходатайств процессуального характера от него не поступало, поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в удовлетворении которой он возражал, полагая судебный акт суда апелляционной инстанции законным и обоснованным. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении дела в его отсутствии.
Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и оспариваемый судебный акт, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции, в связи с чем принятый судебной коллегией по административным делам Ставропольского краевого суда судебный акт подлежит отмене.
По настоящему делу предметом рассмотрения является оценка правомерности/неправомерности исключения административных истцов из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях общей очереди и списка граждан, участников ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище", а также признание их в рамках указанной программы нуждающимися в улучшении жилищных условий и возложении на административных ответчиков обязанности по восстановлению в очереди и списках участников в ней.
11.08.2008 постановлением Администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края N 48 Куркмазов У.М. поставлен в список общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях за N 52 и внесен в список очереди граждан нуждающихся в жилых помещениях, относящихся к категории "Молодая семья" за N 29. Состав семьи два человека он и супруга Куркмазова Н.С, проживает с семьей в домовладении родителей по адресу "адрес" деревня "адрес", общая площадь "данные изъяты" кв.м, количество проживающих "данные изъяты" человек.
ДД.ММ.ГГГГ Куркмазовой Н.С. подано заявление о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в заявлении от 01.08.2008 указан ребенок Куркмазова А.У, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно акту обследования жилищных условий Куркмазовой Н.С. от ДД.ММ.ГГГГ последняя проживает с семьей в "адрес" деревня "адрес", жилое помещение "данные изъяты".м, количество проживающих 5 человек. В соответствии с данным актом в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована проживающей дочь Куркмазовой Н.С. Куркмазова А.У.
ДД.ММ.ГГГГ Куркмазовой Н.С. подано заявление в связи с расторжением брака оставить её в очереди по программе "Молодая семья".
Постановлением Администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края N от ДД.ММ.ГГГГ Куркмазов У.М, на основании пункта 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях общей очереди и списка граждан, участвующих в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края".
Сведения о вручении постановления Куркмазову У.М. отсутствуют.
Согласно представленной Куркмазовой Н.С. справке от ДД.ММ.ГГГГ, проживает она в "адрес", состав семьи дочь Куркмазова А.У, проживает в "адрес" деревня, "адрес". Согласно представленной Куркмазовой Н.С. справке от ДД.ММ.ГГГГ, проживает она в "адрес", состав семьи дочь Куркмазова А.У.
ДД.ММ.ГГГГ Куркмазовой Н.С. поданы уточняющие сведения об изменении состава семьи, состав семьи 4 человека (она, супруг Куркмазов У.М, дети). ДД.ММ.ГГГГ Куркмазовы вновь зарегистрировали брак. Количество проживающих по адресу "адрес", "данные изъяты" человек.
ДД.ММ.ГГГГ Куркмазовой Н.С. в Администрацию муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края подано заявление о признании ее семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, предоставляемых в рамках реализации подпрограммы молодая семья программы "Жилище".
В обоснования наличия достаточных доходов Куркмазовой Н.С. представлены сведения: справка банка, выданная Куркмазовой ДД.ММ.ГГГГ о том, что она имеет платежеспособность для получения кредита в размере N руб. (л.д.90, т.2); сведения о молодой семье, согласно которым супруги зарегистрированы по разным адресам, признаны нуждающимися ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69, т.2); информация о размере оставшегося материнского капитала Куркмазовой Н.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере N руб.
По итогам рассмотрения заявления жилищной комиссией администрации Новодеревенского сельсовета принято решение об исключении Куркмазовой Н.С. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях общей очереди и об исключении из списка граждан, участвующих в подпрограмме "Обеспечение жильем молодных семей муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края на 2016-2018 годы", по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федераци.
Согласно заключению Куркмазова Н.С. не признана имеющей достаточные доходы (л.д.86, т.2). В заключении приведен расчет на наличие семьи Куркмазовой Н.С. достаточного дохода, где размер собственных средств Куркмазовой Н.СМ. на основании представленных ею документов составляет N руб, тогда как расчетная средняя стоимость жилья - N руб, размер социальной выплаты - N руб, расчетная стоимость, превышающая размер социальной выплаты - N руб.
Постановлением администрации муниципального образования Новодеревенского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края N от ДД.ММ.ГГГГ семья Куркмазовой Н.С. была снята с общей очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения и с очереди по программе "Обеспечение жильем молодых семей" на основании статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 84, т.2).
Постановление получено Куркмазовой Н.С. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.83, т.2)
ДД.ММ.ГГГГ Куркмазов У.М. и Куркмазова Н.С. обратились в суд, одновременно заявив ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для признания гражданина нуждающимся является, в том числе обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Таким образом данными нормами права, как на момент включения Куркмазова У.М. в списки общей очереди в 2008 году, так и на момент исключения из нее в 2010 году, а также на момент исключения из списков общей очереди Куркмазовой Н.С. в 2016 году необходимо было наличие такого условия, как их нуждаемость в жилой площади при наличии у них жилой площади менее учетной нормы.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции оценка нуждаемости Куркмазова У.М. и Куркмазовой Н.С. в период приятия административным ответчиком оспариваемых решений, с учетом имеющейся у административных истцов жилой площади на такой период и установленных учетных норм жилья, не дана.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции на период включения Куркмазова в списки и в период исключения из них) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы.
В соответствии с пунктом 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 7 Правил порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в программу внесены изменения, которыми установлен период ее реализации 2015-2020 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции на период принятия решения в отношении Куркмазовой Н.С.) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, в частности молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации" их реализация осуществляется с учетом настоящих особенностей.
Приложением N к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" предусмотрены особенности Правила порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
В соответствии с пунктом 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, в частности молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 18 Правил предусмотрены условия для участия в программе.
Подпунктом "д" пункта 18 Правил предусмотрено, что для участия в программе необходимо подтвердить, что молодая семья имеет доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким образом данными нормами права, как на момент включения Куркмазовой Н.С. в списки очереди подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2008 году, так и на момент исключения из нее в 2016 году, необходима была совокупности таких условий как, - молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении и наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, которым требования заявителей удовлетворены в полном объеме, суд апелляционной инстанции особенности реализации указанных программ, с учетом, как заявленных административными истцами требований, так и принятых административным ответчиком решения, во внимание не принял.
Оценка соответствия семьи Куркмазовых относительно наличию доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в период принятия административным ответчиком решения по исключению из списков очереди данной подпрограммы, не дана. Равно как не дана оценка необоснованности расчётов, приведенных в заключении, которыми установлено несоответствие семьи Куркмазовых Н.С. для участия в подпрограмме "Молодая семья" в виду отсутствия доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а также фактически не дана оценка соответствия семьи Куркмазовых критериям нуждаемости в жилом помещении по установленным нормам для участия в подпрограмме на момент исключения из нее.
Удовлетворив заявленные требования в полном объеме, среди которых были также заявлены требования о признании нуждающимися и восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан участников ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, суд апелляционной инстанции оценки соответствия семьи Куркмазовых Правилам в настоящее время не дана.
В силу пунктов 5, 6 части 2 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в апелляционном определении указываются:
обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при вынесении определения; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части.
Эти требования процессуального закона судом апелляционной инстанции выполнены не были, судом не дана оценка соответствия обжалованных постановлений требованиям действующего законодательства на момент их принятия, в том числе признавая административных истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий и восстанавливая их в списках и очереди в 2019 году, суд апелляционной инстанции не установилзначимые для этого обстоятельства, не дал им оценку, что является существенным нарушением процессуального закона, которое могло повлечь за собой принятие неправильного судебного решения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что судом апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов участников административного судопроизводства, в связи с чем обжалуемое судебное определение, принятое судебной коллегией по административным делам Ставропольского краевого суда 02.04.2019, подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении административного дела суду следует проверить законность оспариваемых постановлений и обоснованность всех заявленных требований истцов, с учетом приведенного выше толкования норм материального права и разрешить данный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 02.04.2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ставропольский краевой суд в ином составе судей.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи И.А. Нафиков
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.