Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции Н.Н. Подкопаев, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" на постановление старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды от 23 апреля 2019 года, решение судьи Борисовского районного суда Белгородской области от 24 июня 2019 года и решение судьи Белгородского областного суда от 5 августа 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Белгородской области в области охраны окружающей среды от 23 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Борисовского районного суда Белгородской области от 24 июня 2019 года и решением судьи Белгородского областного суда от 5 августа 2019 года, общество с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" (далее - ООО "ЦЭБ", Общество) признано виновным и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что 9 апреля 2019 года в ходе осмотра мест сбора твёрдых коммунальных отходов (далее - ТКО) в поселке "адрес" выявлено несоблюдение ООО "ЦЭБ" экологических и санитарно-эпидемиологических требований по своевременному и качественному вывозу ТКО, вследствие чего происходит захламление контейнерных площадок и территории вокруг них.
В жалобе ООО "ЦЭБ" просит об отмене состоявшихся актов, что данное правонарушение он не совершал, а выводы судебных инстанций об обратном на материалах дела не основаны.
Изучив жалобу и представленные материалы, нахожу, что жалоба подлежит удовлетворению.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, нахожу, что принятые судебные решения подлежат отмене.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, установлены Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами).
Названные правила предусматривают, что осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды (пункт 3), и определяют погрузку твёрдых коммунальных отходов как перемещение твёрдых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твёрдых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборку мест погрузки твёрдых коммунальных отходов, которой являются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твёрдых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз (пункт 2).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 N 711/пр утверждены методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, согласно которым удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в мусоровозный транспорт, рекомендуется производить работникам организации, осуществляющей транспортирование отходов.
Кроме того, согласно Основам ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, включая обработку твёрдых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твёрдых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твёрдых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твёрдых коммунальных отходов; расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования; расходы на уборку мест погрузки твёрдых коммунальных отходов не могут превышать сметную стоимость погрузочных работ, определённую с применением сметных нормативов (пункт 90).
Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами в качестве существенного условия договоров об оказании услуг по транспортированию твёрдых коммунальных отходов определены периодичность и время вывоза твёрдых коммунальных отходов (пункт 25).
При этом Санитарными правилами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года и содержащими основные положения, подлежащие строгому соблюдению для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест, а также жилых и иных зданий, установлено, что срок хранения отходов в дворовых сборниках в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) должен быть не более одних суток (ежедневный вывоз). Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Признавая общество с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные инстанции исходили из того, что в ходе проведённой проверки старшим государственным инспектором Белгородской области в области охраны окружающей среды Найда В.А. в районе "адрес" выявлено, что контейнерные площадки и прилегающие к ним территории захламлены ТКО, крупногабаритными отходами (далее - КГО), отходами, образованными при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (ветки деревьев и кустарников), данные нарушения явились, как следует из протокола об административном правонарушении (л.д.20), следствием несвоевременного и некачественного вывоза твёрдых коммунальных отходов.
В обоснование выводов о виновности общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" в несвоевременном и некачественном вывозе твёрдых коммунальных и крупно-габаритных отходов, судебные инстанции сослались на 5 актов осмотра территорий и фото-таблицы к ним от 9 апреля 2019 года, а также на протокол об административном правонарушении от 10.04.2019 года.
Между тем указанные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, бесспорно не свидетельствуют, что захламление ТКО и КГО, отходами, образованными при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, образовались вследствие несвоевременного и некачественного вывоза твёрдых коммунальных отходов. Эти доказательства лишь бесспорно свидетельствуют о том, что в районе "адрес" выявлены захламленные ТКО, КГО, отходами, образованными при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (ветки деревьев и кустарников), необорудованные контейнерные площадки и прилегающая к ним территория.
В то же время, принимая решение о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях за захламление контейнерных площадок и прилегающей территории - ТКО, КГО, отходами, образованными при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (ветки деревьев и кустарников), судебные инстанции оставили без внимания, что ответственность общества по данной статье возникает в случае совершения обществом действий, влекущих загрязнение контейнерной площадки и прилегающей территории в связи с просыпанием при погрузке твёрдых коммунальных отходов в мусоровозы и при погрузке крупногабаритных отходов, а также в случае нарушения сроков вывоза твёрдых коммунальных отходов, повлекших захламление контейнерной площадки и прилегающей территории.
Данные обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения дела и требовали проверки.
Однако указанные доводы не проверялись - очевидцы происшедшего не устанавливались, данные бортовой аппаратуры спутниковой навигации мусоровозов, маршрутные журналы и путевые листы, оформлявшиеся в отношении указанных транспортных средств, не истребовались, обследование контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий проводилось один раз - 9 апреля 2019 года.
В то же время, в деле (л.д. 52) имелось письмо председателя МОО "Зелёный Фронт" (зарегистрированного в г. Санкт-Петербург) Виноградова С.А, из которого следовало, что в "адрес" выявлены переполненные контейнеры ТКО, прилегающая территория захламлена. Им, со слов местных жителей, известно, что скопления отходов образовывается из-за несвоевременного вывоза ТКО. Однако лица, обратившиеся с данным письмом в Управление экологического надзора Белгородской области (л.д. 52), не допрашивались, свидетели, на которых имеется ссылка в данном письме, не устанавливались, несмотря на то, что их пояснения могли иметь существенное значение для правильного разрешения дела.
Кроме того, как видно из постановления, ООО "ЦЭБ" также признано виновным в несвоевременном и некачественном вывозе ветвей деревьев и кустарников.
При этом судебными инстанциями не выяснялось, включены ли расходы по вывозу растительных отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, в единый тариф на услуги регионального оператора, установленный приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 года N 33/95; обязано ли было ООО "ЦЭБ" осуществлять вывоз растительных отходов, образовавшихся в "адрес" при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
Допущенные нарушения закона, по данному делу, в частности положений ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем полном и объективном исследовании всех обстоятельств по делу, лишают возможности принять по жалобе какое-либо решение, поскольку приведённые выше сведения требуют проверки и оценки при рассмотрении дела в судебном заседании с участием всех заинтересованных лиц с исследованием всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Выявленные нарушения при рассмотрении данного дела судами являются существенными, а потому решения, принятые судьёй Борисовского районного суда Белгородской области 24 июня 2019 года и судьёй Белгородского областного суда 5 августа 2019 года не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене.
Данное дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Борисовский районный суд Белгородской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведённые доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, председатель суда
постановил:
решение судьи Борисовского районного суда Белгородской области от 24 июня 2019 года и решение судьи Белгородского областного суда от 5 августа 2019 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Центр экологической безопасности" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Борисовский районный суд Белгородской области.
Председатель суда Н.Н. Подкопаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.