Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора муниципального казенного учреждения муниципального образования город Балашов "Городское ЖКХ" (далее МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ", казенное учреждение) Козлова В.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 3 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка N 2 Балашовского района Саратовской области от 20 мая 2019 года, решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 08 июля 2019 года, вынесенные в отношении МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 3 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка N 2 Балашовского района Саратовской области от 20 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 08 июля 2019 года, МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа с применением части 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" Козлов В.В. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении юридического лица по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекратить производство по делу. Указывает, что по заявлению МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" тарифы для казенного учреждения комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области не установлены, что исключает вину юридического лица во вменяемом административном правонарушении. Полагает, что применение учреждением тарифов на водоснабжение и водоотведение, утвержденных для муниципального унитарного предприятия "Балашовское ЖКХ" в пределах срока их действия, является обоснованным и обусловлено необходимостью обеспечения бесперебойного оказания населению коммунальных услуг.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406.
Положениями статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 12 апреля 2007 года N 169-П, указанный орган исполнительной власти Саратовской области уполномочен осуществлять государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую, тепловую энергию (мощность), в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установление тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения, государственный контроль (надзор) в этих сферах в соответствии с федеральным законодательством.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении заместителя прокурора города Балашова от 04 апреля 2019 года и обжалуемых судебных актах выводы о том, что казенное учреждение в период с 28 декабря 2018 года по 28 марта 2019 года предоставляло коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Балашовского района Саратовской области, за которые потребителям предъявлялись счета за потребленные коммунальные ресурсы на основании тарифов, утвержденных ранее для иной организации - муниципального унитарного предприятия "Балашовское ЖКХ".
Оценив представленные доказательства и признав, что в рассматриваемом случае казенное учреждение осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, реализуемые на территории Балашовского района Саратовской области, в нарушение порядка ценообразования (без установления тарифа), судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях юридического лица состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства вмененного МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, а именно: постановлением заместителя прокурора города Балашова о возбуждении производства об административном правонарушении от 04 апреля 2019 года (л.д. 3-6), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 12 апреля 2019 года (л.д. 7-14), агентским договором, заключенным между МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" и муниципальным унитарным предприятием Балашовского муниципального района Саратовской области "Совтех-инфо" от 27 декабря 2018 года (л.д. 15-17), сведениями о начисленных МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" и оплаченных суммах за водоснабжение и водоотведение за период с декабря 2018 года по март 2019 года (л.д. 18), счетами-извещениями на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 19-33), заявлением МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28 февраля 2019 года N 191 (л.д. 62-66), ответом комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19 марта 2019 года (л.д. 67-68), Уставом МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ", утвержденным распоряжением администрации муниципального образования город Балашов от 16 августа 2018 года N 456-р (л.д. 86-110), решением Совета муниципального образования город Балашов от 28 декабря 2018 года N 10/2 "О передаче имущества муниципального образования город Балашов в безвозмездное пользование МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" (л.д. 114), постановлением администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 28 декабря 2018 года N 284-п "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Балашов" (л.д. 115-116) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их
относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, факт совершения МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность юридического лица и обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела судьями установлены правильно в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод об отсутствии вины казенного учреждения в связи с неустановлением для него тарифов комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области не может быть признан обоснованным.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пунктам 5 и 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации, в частности, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение.
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования тарифов (пункт 13 Правил регулирования тарифов).
При этом предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил регулирования тарифов).
Как усматривается из материалов дела, МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" создано на основании решения администрации муниципального образования город Балашов Балашовского муниципального района Саратовской области от 16 августа 2018 года N 456-Р и приобрело статус гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Балашов на основании постановления администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 28 декабря 2018 года N 284-п "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Балашов".
27 декабря 2018 года МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" с муниципальным унитарным предприятием Балашовского муниципального района Саратовской области "Совтех-инфо" заключен агентский договор, согласно которому унитарное предприятие осуществляет по поручению МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" прием платежей от населения за предоставленные им коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению, по состоянию на 31 декабря 2018 года абонентам МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" выставлены счета на оплату коммунальных услуг по не установленным в отношении учреждения тарифам.
Вместе с тем с заявлением об определении тарифов, поданным в порядке пункта 16 Правил регулирования тарифов, казенное учреждение обратилось в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области по истечении двух месяцев с момента начала осуществления деятельности (28 февраля 2019 года), в установлении тарифов для предприятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации было отказано в связи с непредоставлением предусмотренных Правилами документов.
Указанные обстоятельства и материалы дела позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ", которое с момента приобретения статуса гарантирующей организации является субъектом государственного регулирования тарифов, не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Действия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Довод жалобы о возможности применения МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" тарифов на водоснабжение и водоотведение, утвержденных для муниципального унитарного предприятия "Балашовское ЖКХ", в пределах срока их действия, сводится к неправильному толкованию автором жалобы пункта 34 Основ ценообразования, которым такая возможность до определения тарифов в установленном порядке предусмотрена лишь в отношении организации-правопреемника, в полном объеме получившей права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" является правопреемником муниципального унитарного предприятия "Балашовское ЖКХ" по настоящему делу не установлено, следовательно, оснований для применения в данном случае положений пункта 34 Основ ценообразования не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 указанного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку объективная сторона вменяемого МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ" административного правонарушения выражается в нарушении установленного порядка ценообразования, оно малозначительным признано быть не может, поскольку существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Что касается заявленного в жалобе ходатайства о приостановлении исполнения постановления мирового судьи до вынесения соответствующего судебного акта Первым кассационным судом общей юрисдикции, то оно подлежит оставлению без рассмотрения в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях предусмотренных настоящим Кодексом. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящими это определение в исполнение.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.
Таким образом, исполнение постановления о назначении административного наказания при наличии соответствующих оснований может быть приостановлено органом или должностным лицом, которые вынесли соответствующее постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 3 города Балашова Саратовской области - мирового судьи судебного участка N 2 Балашовского района Саратовской области от 20 мая 2019 года, решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 08 июля 2019 года, вынесенные в отношении МКУ МО город Балашов "Городское ЖКХ", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора муниципального казенного учреждения муниципального образования город Балашов "Городское ЖКХ" Козлова В.В. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.