Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Зелениной Е.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 31 июля 2019 года, решение судьи Тульского областного суда от 04 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Зелениной Е.М, (далее - Зеленина Е.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 31 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Тульского областного суда от 04 сентября 2019 года, Зеленина Е.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Зеленина Е.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, и прекращении производства по делу. В доводах жалобы указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих факт совершения вменяемого административного правонарушения. Ссылается на вынесение постановления по делу в ее отсутствие, нерассмотрение судьей ходатайства об отложении судебного заседания, необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства о вызове и допросе свидетелей.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Зелениной Е.М. к административной ответственности) определено, что неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В силу части 1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Положениями статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" регламентировано, что на полицию возлагаются следующие обязанности, в том числе, принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно; осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права, в том числе, требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений; требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов; производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;
Частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" установлено, что законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 13 июня 2019 года в 18 часов 55 минут при проведении сотрудниками полиции осмотра места происшествия - помещения НМУП " "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" главный бухгалтер НМУП "Сервис" Зеленина Е.М. отказалась передать ноутбук, находившийся и используемый в деятельности вышеуказанной организации, тем самым оказала неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 13 июня 2019 года N 905060/4975 (л.д. 4); рапортом старшего оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по городу Новомосковску майора полиции Закирьяна С.А. от 14 июня 2019 года (л.д. 5); рапортом оперуполномоченного ОЭБ и ПК ОМВД России по городу Новомосковску капитана полиции Боева Е.В. от 14 июня 2019 года (л.д. 6); объяснениями Лазарева Д.А, Зубарева П.С. от 14 июня 2019 года (л.д. 7-8); протоколом о доставлении лица в орган внутренних дел от 13 июня 2019 года N 393 (л.д. 9); копией выписки из книги учета сообщений о происшествиях и преступлениях ОМВД России по городу Новомосковску Тульской области N 10562 от 10 июня 2019 года (л.д. 13); копией протокола осмотра места происшествия от 13 июня 2019 года (л.д. 15-22) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Правильность выводов судебных инстанций о виновности Зелениной Е.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Действия Зелениной Е.М. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод автора жалобы об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения нельзя признать состоятельным, поскольку предъявленное Зелениной Е.М. требование сотрудника полиции о передаче ноутбука при осмотре места происшествия являлось законным, соответственно, не выполнив данное требование, Зеленина Е.М. воспрепятствовала исполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, за что обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о том, что судьей городского суда при вынесении обжалуемого постановления не разрешены заявленные ходатайства, в том числе об отложении рассмотрения дела являются несостоятельными.
Согласно статье 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (часть 1 указанной статьи). Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (часть 2 данной статьи).
Вопреки указанному доводу, дело рассмотрено судьей в отсутствие Зелениной Е.М. с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей приняты необходимые меры к извещению Зелениной Е.М. о месте и времени рассмотрения дела, назначенного на 31 июля 2019 года, в материалах дела имеется соответствующая телефонограмма от 19 июля 2019 года, что согласуется с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ходатайство об отложении рассмотрении дела в порядке, установленном частью 2 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Зелениной Е.М. не заявлено, в связи с чем судья городского суда рассмотрел дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство, с участием ее защитника - адвоката Лобастова Ю.Ф, действующего на основании ордера от 27 июля 2019 года (л.д. 48, 51).
Ссылка в настоящей жалобе на отказ в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей не подтверждается материалами дела, поскольку данных, свидетельствующих о том, что такое ходатайство было заявлено Зелениной Е.М. либо ее защитником - адвокатом Лобастовым Ю.Ф. при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда или пересмотре дела судьей Тульского областного суда, не имеется.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в действиях Зелениной Е.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемых решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Зелениной Е.М. в пределах санкции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Новомосковского городского суда Тульской области от 31 июля 2019 года, решение судьи Тульского областного суда от 04 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Зелениной Е.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Зелениной Е.М. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.