Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Калужской области детско-юношеский центр "Калужский областной центр туризма, краеведения и экскурсий" (далее ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ", учреждение) Мусаева А.Х. (далее Мусаев А.Х.) на постановление мирового судьи судебного участка N 10 Калужского судебного района Калужской области от 08 августа 2019 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 25 сентября 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" Мусаева А.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Калужского судебного района Калужской области от 08 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 25 сентября 2019 года, директор ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" Мусаев А.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" Мусаев А.Х. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу. Ссылается, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку по четырем из шести адресам, указанным в протоколе об административном правонарушении, деятельность учреждения не осуществляется. Указывает, что санитарно-эпидемиологические заключения получены соответствующими образовательными учреждениями на здания школ в целом, в связи с чем основания для получения санитарно-эпидемиологических заключений на помещения, используемые в целях деятельности ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" и расположенные в зданиях школ, отсутствуют.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности) установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности); наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего, в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (подпункт "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 данного Положения.
Из материалов дела усматривается, что ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии N 347, выданной 27 октября 2015 года Министерством образования и науки Калужской области, предоставляющей учреждению право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к данной лицензии.
Согласно приложению N 1 к данной лицензии учреждение имеет право осуществлять образовательную деятельность по 26 адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"а; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"а; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", д. Ерши, "адрес"; "адрес"; "адрес"а; "адрес"; "адрес"; "адрес"а; "адрес", улица М. "адрес", "адрес"; "адрес".
В период с 20 мая 2019 года по 17 июня 2019 года в соответствии с приказом министра образования и науки Калужской области N 656 от 06 мая 2019 года в отношении ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" проведена плановая документарная и выездная проверка, по результатам которой составлен акт N 59-НЛ от 17 июня 2019 года.
В данном акте отражены выявленные при проверке в деятельности учреждения нарушения обязательных требований, установленных подпунктом "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, выразившиеся в отсутствии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, по следующим 6 адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", улица М. "адрес", "адрес"; "адрес". Указано, что в нарушение подпункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и подпункта "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности у ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам помещений, оборудования и иного имущества, используемых учреждением для осуществления образовательной деятельности, расположенных по 25 адресам. Представлены санитарно-эпидемиологические заключения на здания, помещения по адресу: "адрес", и "адрес", "адрес" (МБОУ "СОШ N 47").
Указанные обстоятельства, изложенные в акте проверки, протоколе об административном правонарушении N 15 от 17 июня 2019 года и обжалуемых судебных актах, явились основанием для привлечения директора ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" Мусаева А.Х. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 15 от 17 июня 2019 года (т. 1, л.д. 5-11); распоряжением министра образования и науки Калужской области N 656 от 06 мая 2019 года (т. 1, л.д.12-16); актом проверки N 59-НЛ от 17 июня 2019 года (т. 1, л.д. 17 - 23) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
Таким образом, директор ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" Мусаев А.Х, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное деяние квалифицировано по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и лицензионного законодательства.
Вопреки доводу жалобы, наличие в действиях должностного лица нарушения подпункта "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих нахождение на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по 6 адресам, указанным в лицензии, установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела срок действия договора N 1 от 19 июня 2012 года безвозмездного пользования ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" нежилым помещением по адресу: "адрес", истек 19 июня 2017 года (т.1, л.д. 57-59); в соответствии с актом приема-передачи от 28 ноября 2013 года ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" передано в МДОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10 с углубленным изучением отдельных предметов" полученное по договору N 618-У от 01 июня 2012 года нежилое помещение по адресу: город Калуга, улица Маршала Жукова, дом 51 (т. 1, л.д. 61-70); срок действия договора N 1 от 16 мая 2012 года безвозмездного пользования ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" нежилым помещением по адресу: "адрес", истек 31 мая 2019 года (т. 1, л.д. 71-80); срок действия договора N 1 от 18 июня 2012 года безвозмездного пользования нежилым помещением по адресу: "адрес"; истек 31 мая 2019 года (т. 1, л.д. 81-91); срок действия договора N 26 от 01 июня 2012 года безвозмездного пользования нежилым помещением по адресу: "адрес", улица М. "адрес", "адрес", истек 30 мая 2017 года (т. 1, л.д. 92-98); срок действия договора N 27 от 01 июня 2012 года безвозмездного пользования ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" нежилым помещением по адресу: "адрес", истек 30 мая 2017 года (т. 1, л.д. 99-103).
Довод жалобы о неосуществлении учреждением образовательной деятельности по четырем из шести адресам, указанным в протоколе об административном правонарушении, не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела и жалобы на постановление о назначении административного наказания.
Согласно части 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Положениями частей 1 и 8 статьи 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрена обязанность переоформления лицензии в случае изменения адреса места осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
Такое требование закона установлено в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензируемого вида деятельности, а также обусловлено установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Таким образом, факт прекращения образовательной деятельности по указанным в лицензии адресам подтверждается переоформлением лицензии в определенном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" порядке с внесением соответствующих изменений в приложение к ней.
Как следует из материалов дела, адреса, указанные в протоколе об административном правонарушении от 17 июня 2019 года, поименованы в приложении N 1 к лицензии N 347 от 27 октября 2015 года, данные о переоформлении лицензии в части адресов, по которым осуществляется образовательная деятельность, не представлены, факт прекращения учреждением деятельности по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", улица М. "адрес", "адрес"; "адрес", в установленном порядке не подтвержден.
Также не может быть признан обоснованным довод жалобы об отсутствии у ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" обязанности по оформлению санитарно-эпидемиологических заключений в отношении помещений, используемых в целях лицензированной деятельности.
Как следует из материалов дела при проведении проверки учреждением представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение, расположенное по адресу: "адрес", используемое в целях образовательной деятельности. На иные 25 адресов, указанных в приложении N 1 к лицензии N 347 от 27 октября 2015 года, соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения у лицензиата отсутствуют.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензиатом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
В силу пункта 3 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 названного закона, в том числе в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека.
Пунктом 6 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" установлено, что санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления, в том числе образовательной деятельности.
Поскольку в соответствии с лицензией N 347 от 27 октября 2015 года ГБУ ДО КО ДЮЦ "КОЦТКиЭ" осуществляет образовательную деятельность по 26 адресам, при этом на 25 адресов соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения у лицензиата отсутствуют, выводы судебных инстанций о нарушении должностным лицом подпункта "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, является верным.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 10 Калужского судебного района Калужской области от 08 августа 2019 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 25 сентября 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Калужской области детско-юношеский центр "Калужский областной центр туризма, краеведения и экскурсий" Мусаева А.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мусаева А.Х. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.