Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А,
судей Баранова Г.В. и Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Капитанов А.И. на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по "адрес" к Капитанов А.И. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, возражения против удовлетворения кассационной жалобы представителя инспекции Федеральной налоговой службы по "адрес" Чапаевой Ю.В, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, данные в режиме видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
инспекция Федеральной налоговой службы (далее - ИФНС) по Ленинскому району города Пензы обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Капитанов А.И. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 698 рублей 59 копеек и за 2016 год в размере 2180 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц по состоянию на 18 декабря 2017 года в размере 3 рубля 25 копеек, а также задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 116157 рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога по состоянию на 18 декабря 2017 года в размере 541 рубль 10 копеек.
В обоснование требований налоговый орган указал, что Капитанов А.И. в 2015-2016 годах являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц за принадлежащие ему на праве собственности транспортные средства и объекты недвижимости. 23 сентября 2017 года в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление N 68051404 со сроком уплаты до 01 декабря 2017 года, однако в связи с неуплатой обязательных платежей в установленный срок, налогоплательщику были начислены пени, а также направлено требование об уплате недоимки и пени от 19 декабря 2017 года N 4237 со сроком уплаты до 28 февраля 2018 года. Поскольку начисленные налоги и пени уплачены не были по заявлению административного истца судебным приказом мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Пензы от 25 мая 2018 года с Капитанова А.И. взысканы недоимка по налогу и пени. 26 мая 2018 года в связи с поступившими возражениями налогоплательщика определением мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района города Пензы судебный приказ был отменен и налоговый орган за взысканием обратился в суд в порядке административного искового производства.
Решением Ленинского районного суда города Пензы от 11 января 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 20 июня 2019 года, административное исковое заявление ИФНС по Ленинскому району города Пензы удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Капитанов А.И. просит отменить судебные акты, как основанные на неверном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что требование об оплате налогов от 19 декабря 2018 года N 4237 не получал; срок для уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год истек 1 ноября 2016 года, что исключает, по его мнению, дальнейшую процедуру взыскания недоимки; сумма налога на имущество физических лиц административным истцом не доказана; не согласен с применением повышающего коэффициента для исчисления размера транспортного налога за 2016 год на автомобиль МERCEDES BENZ GL 400 как дорогостоящий. Полагает, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд за взысканием с него обязательных платежей и санкций.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ИФНС по Ленинскому району города Пензы просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения.
Административный истец Капитанов А.И. о времени и месте судебного разбирательства извещен, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представил. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Удовлетворяя исковые требования ИФНС по Ленинскому району города Пензы, суд первой инстанции, выводы которого поддержал суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Капитанов А.И. имеет непогашенную задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 698 рублей 59 копеек, за 2016 год в размере 2180 рублей, пени за несвоевременную уплату данного налога по состоянию на 18 декабря 2017 года в размере 3 рубля 25 копеек, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 116157 рублей, пени за несвоевременную уплату данного налога по состоянию на 18 декабря 2017 года в размере 514 рублей 10 копеек. Предусмотренные законом основания для его освобождения от обязанности по уплате налога отсутствуют, однако требование налогового органа об оплате налогов и пени не исполнено.
Данный вывод суда является законным и обоснованным.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Решением Пензенской областной Думы от 28 ноября 2014 года N 38-4/6 "О налоге на имущество физических лиц на территории города Пенза" установлены налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Пензенской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года N 397-ЗПО "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области", статьей 2 которого закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения и мощности двигателя.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
По смыслу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебными инстанциями установлено, что административному ответчику по состоянию на 2015 - 2016 годы на праве собственности принадлежало: 1/2 доля "адрес"А по "адрес", общая площадь "адрес",6 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; 1/3 доля "адрес"А по "адрес", площадь "адрес",3 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; 1/2 доля нежилого помещения (хозяйственной кладовой) по "адрес"А в городе Пензе, площадь нежилого помещения 24,9 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; 14/200 долей нежилого помещения (подвального помещения) в "адрес"А по "адрес", площадь нежилого помещения 215,7 кв.м, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на 2016 год на Капитанов А.И. были зарегистрированы транспортные средства: "данные изъяты" года выпуска, регистрационный N, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; "данные изъяты" года выпуска, регистрационный знак "данные изъяты", дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; "данные изъяты" года выпуска, регистрационный знак "данные изъяты", дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; "данные изъяты" года выпуска, регистрационный "данные изъяты", дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
Размер задолженности по налогам и пени, представленный налоговым органом, судами проверен, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ дана надлежащая оценка. Административным ответчиком иного расчета представлено не было.
Довод кассационной жалобы Капитанов А.И. о необоснованном применении повышающего коэффициента для исчисления размера транспортного налога за 2016 год на автомобиль "данные изъяты", не может быть принят во внимание, поскольку применение налоговым органом при расчете транспортного налога за 2016 год повышающего коэффициента - 1,3 в отношении принадлежащего административному ответчику автомобиля марки "данные изъяты" года выпуска, модель "данные изъяты", соответствует положениям пункта 2 статьи 362 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный налоговый период. Данное транспортное средство в соответствии с информацией Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26 февраля 2016 года включено в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей для налогового периода 2016 года, на которые применяется повышающий коэффициент для исчисления размера транспортного налога (позиция 273), при условии, что с года выпуска транспортного средства не прошло более 2 лет.
При направлении требования об уплате налога и пени от 19 декабря 2017 года N налоговым органом также соблюдены положения Налогового кодекса Российской Федерации. Факт направления данного требования административному истцу подтверждается имеющимся в материалах дела реестром на отправку заказной корреспонденции от 22 января 2018 года (л.д. 20).
Довод кассационной жалобы об истечении срока для уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год 1 ноября 2016 года, что исключает дальнейшую процедуру взыскания недоимки, а также пропуск налоговым органом срока на обращение в суд за взысканием с него обязательных платежей и санкций является необоснованным.
Налог на имущество физических лиц рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации и его исчисление производится не более чем за три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления об уплате налога (пункт 2 статьи 52, пункт 3 статьи 409 названного Кодекса).
Капитанов А.И. с учетом положений статей 85, 408 Налогового кодекса Российской Федерации был начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1090 рублей, за 2016 год в размере 2 180 рублей.
Заявление в суд о взыскании обязательных платежей и санкций подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. При этом срок на первоначальное обращение в суд (с заявлением о выдаче судебного приказа) урегулирован пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, для случаев, когда сумма налога и пени, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об их уплате.
Как установлено судами, задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пеням превысив 3000 рублей, была включена в общий размер недоимки в требование налогового органа N от 19 декабря 2017 года, но не была исполнена Капитановым А.И. в срок, установленный до 28 февраля 2018 года. Уведомлением от 23 сентября 2017 года N Капитанов А.И. предоставлялся срок для добровольной уплаты налогов до ДД.ММ.ГГГГ. С соблюдением требований статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование от 19 декабря 2017 года N N об уплате налогов до 28 февраля 2018 года. По истечении срока исполнения требования, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, после отменены которого 26 мая 2018 года в районный суд с административным исковым заявлением (14 ноября 2018 года), что соответствует положениям пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нормы права применены судами апелляционной и кассационной инстанций правильно.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые ранее являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Пензы от 11 января 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 20 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Капитанов А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.