Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Юдиной С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 2-1-197/2019 по иску Бузукина Андрея Геннадьевича к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Аркадакский", Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, включении периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет и назначить пенсию
по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области
на решение Аркадакского районного суда Саратовской области от
26 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 5 сентября 2019 г,
заслушав доклад судьи Скоковой Д.И, объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области Головко Т.А. по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
установила:
Бузукин А.Г. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Аркадакский", Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, включении периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет и назначить пенсию.
Решением Аркадакского районного суда Саратовской области от
26 июня 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от
5 сентября 2019 г, исковые требования Бузукина А.Г. удовлетворены частично. Суд признал незаконным расчет выслуги лет для назначения пенсии Бузукину А.Г. за период с 20 ноября 1998 г. по 26 мая 1999 г. и с
1 июля 2002 г. по 15 апреля 2005 г. и возложил на межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Аркадакский", Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области обязанность включить в выслугу лет Бузукину А.Г. для назначения пенсии в льготном порядке из расчета 1 месяц службы за три месяца службы период военной службы с 20 ноября 1998 г. по 26 мая 1999 г. в зоне Грузино-Абхазского конфликта в республике Абхазия, а также из расчета 1 месяц службы за полтора месяца службы период службы с
1 июля 2002 г. по 15 апреля 2005 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел Аркадакского района Саратовской области. В удовлетворении требований о возложении обязанности произвести расчет пенсии с учетом перерасчета выслуги лет в льготном исчислении Бузукину А.Г. отказано.
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области обратилось в Первый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене названных судебных постановлений ввиду неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает её подлежащей удовлетворению в части.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 26 мая 1998 г. по 1 октября 1999 г. Бузукин А.Г. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в период с 20 ноября 1998 г. по 26 мая 1999 г. выполнял задачи Миротворческой миссии в зоне Грузино-Абхазского конфликта в Республике Абхазия в составе войсковой части N 61918 в звании рядового, о чем имеется справка военного комиссариата, выданная на основании учетной карточки к военному билету и архивной справки филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
С 1 апреля 2002 г. Бузукин А.Г. проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях, в период с 1 июля 2002 г. по 15 апреля 2005 г. занимал должность милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых.
На основании приказа начальника межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Аркадакский" от 8 мая 2019 г. N 21 л/с Бузукин А.Г. уволен со службы с указанной даты. Согласно приказу выслуга лет Бузукина А.Г. по состоянию на 8 мая 2019 г. в календарном исчислении составила 18 лет 5 месяцев 12 дней, в льготном исчислении - 18 лет 8 месяцев 14 дней. При этом период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и период службы в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел Аркадакского района Саратовской области включены в выслугу лет в календарном исчислении.
Частично удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что период службы Бузукина А.Г. с 1 июля 2002 г. по 15 апреля 2005 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел Аркадакского района Саратовской области подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, поскольку в данный период истец выполнял обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Доводы кассационной жалобы о том, что Перечнем, утвержденным приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от
20 декабря 2016 г. N 868, действовавшим на момент увольнения истца со службы, предусмотрены должности полицейского (милиционера) изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, а также полицейского (милиционера) взвода (отделении) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, тогда как истец проходил службу в охранно-конвойной службе изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел Аркадакского района Саратовской области, подлежат отклонению, поскольку указанное в штатном расписании органа внутренних дел иное наименование подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания при том, что круг должностных обязанностей по ней после изменения правового регулирования остался прежним, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований как нарушающее право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В кассационной жалобе ответчик также ссылается на недоказанность того обстоятельства, что в спорные периоды при несении службы истец непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Однако данные доводы, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения требований о включении в выслугу лет истца периода службы с
1 июля 2002 г. по 15 апреля 2005 г. в льготном исчислении является законным и обоснованным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Удовлетворяя исковые требования Бузукина А.Г. о включении в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке из расчета 1 месяц службы за три месяца службы периода военной службы с 20 ноября 1998 г. по 26 мая 1999 г. в зоне Грузино-Абхазского конфликта в республике Абхазия, судебные инстанции руководствовались положениями части второй статьи 2 Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон от 21 января 1993 г. N 4328-1), согласно которым военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца, а также пунктом "б" части 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление от 22 сентября 1993 г. N 941), предусматривающим аналогичные положения.
Между тем Закон от 21 января 1993 г. N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г.
N 4468-1).
В статье 1 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу статьи 2 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 данного закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 названного Закона Российской Федерации установилправило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 г. N 941 утвердил порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям, определив обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.
В частности, абзацем первым пункта 5 данного постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 17 июля 2003 г. N 268-О, от 15 апреля 2008 г. N 313-О-О, от 26 октября 2017 г. N 2350-О, от 26 ноября 2018 г. N 2913-О и др.) установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела положения указанных норм закона не учли, не применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда, проверяя законность решения Аркадакского районного суда Саратовской области в данной части, ограничилась лишь указанием в апелляционном определении на установленные обстоятельства выполнения Бузукиным А.Г. в спорный период задач Миротворческой миссии в зоне Грузино-Абхазского конфликта в Республике Абхазия в составе войсковой части N 61918, не оценив доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Ввиду изложенного апелляционное определение суда в данной части нельзя признать законным.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 5 сентября 2019 г. в части оставления без изменения решения Аркадакского районного суда Саратовской области от
26 июня 2019 г. о возложении на межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Аркадакский", Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области включить в выслугу лет Бузукину А.Г. для назначения пенсии в льготном порядке из расчета 1 месяц службы за три месяца службы период военной службы с 20 ноября 1998 г. по 26 мая 1999 г. в зоне Грузино-Абхазского конфликта в республике Абхазия и о признании незаконным расчета выслуги лет для назначения пенсии Бузукину А.Г. за период с 20 ноября 1998 г. по 26 мая 1999 г. отменить, дело в данной части направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Саратовский областной суд.
В остальной части апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.