Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации г. Ялта, действующего на основании доверенности, Короткова Д.К. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 11 июля 2019 года по администривному иску Морозова О.Н. об оспаривании действий администрации г. Ялта, заслушав доклад судьи Шелудько В.В, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Морозов О.Н. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к администрации г. Ялты Республики Крым, в котором просил признать незаконным постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 1 февраля 2019 г. N 124-п "О рассмотрении заявления гражданина Морозова О.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Просил обязать ответчика утвердить схему расположения указанного земельного участка площадью 35 кв. м, выполненную кадастровым инженером ФИО9 и поданную административным истцом 26 декабря 2017 г. вместе с документами и заявлением о её утверждении в департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 марта 2019 года исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал оспариваемое постановление органа местного самоуправления незаконным и обязал повторно рассмотреть заявление Морозова О.Н. В удовлетворении требований о понуждении органа местного самоуправления принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 11 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Ялта просит отменить решение районного суда и апелляционное определение, полагая их незаконными и необоснованными.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21 октября 2019 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Морозов О.Н. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Морозов О.Н. обратился 26 декабря 2017 года в департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялты (далее - департамент) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 35 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Письмом от 18 января 2018 года департамент сообщил Морозову О.Н, что в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2017 года N 1561-р объект капитально строительства, расположенный по адресу: "адрес", признан самовольной постройкой и подлежит сносу. В связи с чем, представленные истцом документы возвращены для приведения в соответствие с действующим законодательством.
Не согласившись с действиями департамента, Морозов О.Н. обжаловал их в суд. Решением Ялтинского городского суда от 20 июня 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением от 8 октября 2018 года, иск Морозова О.Н. удовлетворён частично. На администрацию г. Ялта возложена обязанность принять и рассмотреть обращение Морозова О.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка.
При повторном рассмотрении заявления, администрация г. Ялта приняла постановление от 1 февраля 2019 года N 124-п, которым отказала в утверждении схемы расположения земельного участка.
Как следует из постановления, при рассмотрении заявления было принято во внимание распоряжение Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2017 года N 1561-р "О признании объектов самовольными постройками".
Однако ссылка на указанное распоряжение не входит в перечисленные в части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Статьёй 15 указанного Закона определено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, до 1 января 2023 года.
В силу части 2 названной статьи основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определённых Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются: несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации (пункт 1); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом (пункт 2).
Особенности подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (и проекта межевания территории в Республике Крым устанавливает Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утверждённый постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 г. N 44.
Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрено, что обеспечение подготовки проекта межевания территории, схемы расположения земельного участка осуществляется органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
Администрация г. Ялта не указала, какое из перечисленных в части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 15 Закона N 66-ЗРК/2015 оснований явилось подовом для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Кроме того, в оспариваемом постановлении административного ответчика от 1 февраля 2019 г. N 124-п указан иной адрес земельного участка. Морозовым О.Н. было подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес", а в постановлении указан адрес земельного участка: "адрес".
Также следует отметить, что согласно решению Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 апреля 2018 года по административному делу N 2а-835/2018, оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 сентября 2018 г, признано незаконным распоряжение Совета министров Республики Крым N 1561-р от 26 декабря 2017 года в части включения в список объектов, признанных самовольными постройками, торгового павильона, расположенного в "адрес".
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 11 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.