Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К,
судей Грибанова Ю.Ю, Лопаткиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования Темрюкский район о сохранении здания в реконструированном состоянии, по кассационной жалобе представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ,
Заслушав доклад судьи ФИО3, выслушав представителя истца по доверенности ФИО7, представителя ответчика по доверенности ФИО6, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Темрюкский район о сохранении нежилого помещения в реконструированном состоянии. В обосновании заявленных требований пояснил, что является собственником земельного участка по адресу: "адрес"", площадью 146 кв.м, с кадастровым номером N категория земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства "Кавказ". На указанном земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности двухэтажный дом сезонного проживания с кадастровым номером N с назначением: нежилое здание, общей площадью 244, 1 кв.м.
В 2016-2017 годах истец своими силами и за счет собственных средств произвел реконструкцию указанного дома в столовую, однако в выдаче разрешения на строительство и вводе объекта в эксплуатацию Администрацией муниципального образования Темрюкский район было отказано. На основании изложенного, просил сохранить в реконструированном виде нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" образованное в результате реконструкции дома сезонного проживания с кадастровым номером N с внесением соответствующих сведений в ЕГРН в части наименования здания с кадастровым номером N, указав наименование "столовая".
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены. Спорное нежилое строение, образованное в результате реконструкции дома сезонного проживания, сохранено в реконструированном состоянии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Темрюкского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования Темрюкский район о сохранении здания в реконструированном виде отказано.
В кассационной жалобе представитель ФИО1 по доверенности ФИО7 просит суд отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, считая, его вынесенным с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Статьей 7Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации - далее ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным Кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями частями 2, 3 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ), либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст.ст. 35-40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
В соответствии с Классификатором видов разрешённого использовании земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, для осуществления эксплуатации столовой, земельный участок, на котором он расположен, должен иметь вид разрешенного использования - общественное питание (код 4.60).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п.п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Закона РФ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со сведениями, содержащимися в Выписке ЕГРН, земельный участок по адресу: "адрес" площадь 146 кв.м. с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства "Кавказ" (л.д. 8).
Таким образом, судом апелляционной инстанции быть сделан верный вывод о том, что деятельность по эксплуатации столовой на земельном участке с кадастровым номером N не соответствует основному виду разрешё ФИО2 использования указанного земельного участка.
Согласно Правилам землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения (утвержденным решением XXXXIX сессии Совета муниципального образования Темрюкский район VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ N) спорный земельный участок располагается в зоне санаторно-курортного назначения, данная зона выделена для размещения гостиниц, дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга пансионатов спортивных клубов и т.д. При этом условный вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в зоне санаторно-курортного назначения может быть - "Общественное питание", предполагающее размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Как следует из статьи 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 39 ГрК РФ, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Таким образом, среди видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N допустим условный вид "Общественное питание", однако в соответствии с нормами градостроительного законодательства истец должен был обратиться за получением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, предоставление ему такого разрешения должно было быть рассмотрено на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в установленном законом порядке. Такую процедуру истец не прошел, следовательно, не мог использовать земельный участок для размещения объектов общественного питания.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции от 2 апреля 2013 г.) предельные (максимальные или минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, в соответствии с пунктом 4.6. Правил землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения Темрюкского района предусмотрено размещение объектов капитального строительства, предназначенных для устройства общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары), минимальная (максимальная) площадь земельного участка, предоставляемого для здания общественно-деловой зоны составляет 500 (10000) кв.м, минимальный отступ строений от красной линии участка или границ участка 5 метров, максимальный процент застройки участка 50%.
Площадь земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес"" в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка составляет 146 кв.м, что не соответствует минимальным предельным размерам земельных участков с видом разрешенного использования - "общественное питание".
Данная позиция также отражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.)Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.), в соответствии с которым вид разрешенного использования земельного участка не может быть изменен в случае, если для запрашиваемого вида разрешенного использования градостроительным регламентом, правилами землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры, не позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с таким видом разрешенного использования.
Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом следует учитывать положения статьи 40 ГрК РФ, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Таким образом, признание права собственности на реконструированный объект недвижимости возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.
За изменением вида разрешенного использования истец не обращался, процедуру согласования и публичных слушаний этот вопрос не прошел, запрашиваемому виду разрешенного использования не соответствуют минимальные размеры земельного участка, что приводит к нарушению градостроительного регламента в части установления в нем предельных параметров разрешенного использования, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства стороной истца также получено не было. При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским дела Краснодарского краевого суда пришла к верному выводу о невозможности удовлетворения заявленных требований в части сохранения помещения в реконструированном состоянии.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции со ссылками на положения статей 222, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", о необходимости проверки соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, при разрешении споров о признании права собственности на самовольную постройку.
В качестве одного из доводов, истец, со ссылкой на заключение эксперта, указывает, что самовольно возведенное здание может быть сохранено в реконструированном состоянии, поскольку в процессе реконструкции нежилого здания технические параметры (расположение относительно границ земельного участка, площадь, объем) дома сезонного проживания, из которого образован исследуемый объект, не изменились, реконструкцией объекта не нарушены требования строительных норм и правил, требований пожарной безопасности, и что объект не создает угрозу жизни и здоровью человека.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером N. Согласно Выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке располагался двухэтажный дом сезонного проживания с кадастровым номером N, назначение: нежилое здание. В выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Темрюкский район истцу было отказано (от ДД.ММ.ГГГГ N).
В ходе проведения судебной экспертизы действительно было установлено, что при исследовании нежилого здания столовой нарушений требований технических регламентов, предъявленных к объектам общественного питания, не выявлено, нарушений требований строительных норм и правил, требований пожарной безопасности, препятствия смежным землепользователям в пользовании принадлежащим им имуществом, а также угроза жизни и здоровью человека не выявлены.
Судами дана надлежащая правовая оценка проведенного экспертного исследования, выводы которой учтены при вынесении решений судами.
Однако судами также учтено, что признание права собственности на самовольно возведенное, реконструированное или перепланированное здание возможно только при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Как следует из статей 40, 41 Земельного Кодекса Российской Федерации собственник (иной титульный владелец) земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных экологических, санитарно-гигиенических регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Поэтому судебная коллегия приходит к выводу о том, что в отношении самовольно возведенного здания не может быть признано право собственности в случае, если разрешенное использование земельного участка не допускает строительства на нем данного объекта, не соблюдены требования о получении соответствующих согласований, разрешений, нарушаются требования градостроительных норм и правил.
Несогласие истца с оценкой доказательств по делу не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и второй инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
Ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 сентября 2019 года - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.