Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К,
судей Грибанова Ю.Ю, Лопаткиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО3 к администрации "адрес" о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационным жалобам представителя администрации города Сочи, администрации Адлерского района города Сочи, по доверенности ФИО4, поступившей с делом N2-4024/2018 года, на решение Адлерского районного суда города Сочи от 7 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО3 обратились в суд с иском к администрации "адрес", администрации "адрес" о признании права на получение мер социальной поддержки. В обоснование заявленных требований указали, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 N266-р "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории "адрес"" в результате дождей и ливней ДД.ММ.ГГГГ года на территории Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации. Территория муниципального образования город-курорт Сочи включена в зону чрезвычайной ситуации.
В результате подтопления причинен ущерб домовладению по адресу: "адрес", в котором на момент введения режима чрезвычайного положения проживали истцы ФИО1, ФИО3, имущество которых частично утрачено.
Решением Адлеровского районного суда города Сочи от 7 декабря 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2019 года, исковые требования ФИО1, ФИО2, в интересах несовершеннолетней ФИО3, удовлетворены. Установлен факт постоянного проживания ФИО1 с июня ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 с января ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: "адрес". ФИО1, ФИО3 признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации. За ФИО1, ФИО3 признано право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей.
В кассационных жалобах представитель администрации города Сочи, администрации Адлерского района города Сочи, по доверенности ФИО4 просит суд отменить судебные постановления, считая, их вынесенными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для кассационного вмешательства.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении судами первой и апелляционной инстанций данного дела существенные нарушения норм материально и процессуального права не допущены.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального города-курорта Сочи распоряжением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 года N266-р введен режим чрезвычайной ситуации, связанной с сильными дождями и ливнями. В результате возникшей чрезвычайной ситуации, жилое помещение по адресу: "адрес", подтоплено, частично повреждено имущество жильцов.
Собственником ? доли жилого помещения по адресу: "адрес", является ФИО5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 23- N.
В домовладении совместно с собственником жилого помещения проживали на момент подтопления - ФИО1, ФИО3
ДД.ММ.ГГГГ в связи с наступлением чрезвычайной ситуации - подтопления на территории Адлеровского района города Сочи, имуществу в помещении по адресу: "адрес", причинен ущерб.
Постоянное проживание истцов по указанному адресу, а также причиненный имуществу истцов ущерб установлен судами первой и апелляционной инстанции, участвующими в деле лицами не оспаривался.
Судом первой инстанции был установлен факт постоянного проживания ФИО1 и ФИО3 на момент чрезвычайной ситуации по адресу: "адрес" на основании справок ОП (адлерский район) УВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, письменных объяснений соседей, заявления собственника жилого дома.
Также был установлен факт утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации на основании акта обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территории в период с ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ; акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территории в период с ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, акта обследования, составленным выездной комиссией в соответствии с Приказом Министерства ГО и ЧС Краснодарского края от 20 апреля 2017 года N65.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что отсутствие регистрации ФИО1, ФИО3 в домовладении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, не может являться безусловным основанием к отказу в иске, подтвердив, что судом первой инстанции достоверно установлено, что истцы являются гражданами Российский Федерации, частично утратили имущество первой необходимости, а также постоянно проживают в доме, который пострадал в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в Адлеровском районе г. Сочи ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
В соответствии со статьей 10 закона Краснодарского края от 13 июля 1998 года N135-КЗ "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", высший исполнительный орган государственной власти края, в том числе, принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 года N1022 "Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и муниципального характера на территории Краснодарского края", определен Порядок оказания гражданам единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
В соответствии с п. 3 Порядка оказания гражданам единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, пострадавшими являются граждане Российской Федерации, которые в том числе на день введения режима чрезвычайной ситуации постоянно проживали в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации (далее - граждане) единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Как следует из п. 2 Порядка, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации (далее - пострадавшие граждане), имеют право на: единовременную материальную помощь в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека; единовременную финансовую помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 (сто тысяч) рублей на человека).
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной материальной и (или) единовременной финансовой помощи, предусмотренной настоящим пунктом, осуществляется однократно.
Постановлением администрации города Сочи от 01.11.2018 года N1751 "Об организации в муниципальном образовании город-курорт Сочи работ по формированию и утверждению списков граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального и муниципального характера на территории Краснодарского Края, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи", утвержден Порядок формирования и утверждения в муниципальном образовании города-курорт Сочи списков граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции справедливо указал, что отсутствие регистрации ФИО1, ФИО3 в домовладении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. Само по себе отсутствие регистрации истцов по месту жительства, не влечет за собой невозможность реализации права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в случает утраты имущества вследствие чрезвычайной ситуации, при наличии доказательств утраты гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Данная позиция судов согласуется с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, принимается судом кассационной инстанции.
В соответствии во ст. 27 Конституции российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительств.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации N4 за 2016 год, утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, обращено внимание судов на то, что из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5252-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и само по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года N4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не поражает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, само по себе отсутствие регистрации истцов по месту жительства, по смыслу приведенных норм, не влечет за собой невозможность реализации права, в том числе, на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в случае утраты имущества вследствие чрезвычайной ситуации, при наличии доказательств утраты гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Судами установлен юридический факт постоянного проживания истцов и на его основании разрешен вопрос о получении единовременной финансовой и материальной помощи.
Указанный вывод судов первой и апелляционной инстанций сделан с учетом требований статей 56, 57, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в кассационной жалобе не оспаривается.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, получившие подтверждение в ходе рассмотрения дела и имеющие значение для правильного и всестороннего рассмотрения спора, а именно: факт постоянного проживания в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости вследствие чрезвычайной ситуации.
Указанные условия являются необходимыми и достаточными для признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной очень сильными дождями и ливнями 25 октября 2018 года на территории муниципального образования город Сочи и введенной распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 октября 2018 года N 266-р и внесение в список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, признания за истцами права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, получении единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей.
Доводы кассационной жалобы подробно обсуждались судами первой и апелляционной инстанций, сводятся к отсутствию регистрации заявителей в спорном домовладении. В оспариваемых постановлениях им дано необходимое правовое обоснование. Указанные доводы не нуждаются в дополнительной проверке и основанием к отмене судебных постановлений служить не могут, поскольку судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанций или были ими опровергнуты.
Кроме того, следует отметить, что одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, предусматривающий недопустимость пересмотра вступившего в законную силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких обстоятельствах указанное решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда города Сочи от 7 декабря 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 2 апреля 2019 года - оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.