Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.
судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившую 25 октября 2019 года кассационную жалобу Администрации Ангарского городского округа на решение Иркутского областного суда от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 сентября 2019 года по административному делу N 3а-36/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества "Ангарская нефтехимическая компания" к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя акционерного общества "Ангарская нефтехимическая компания" Кузьминой Ю.Н. (доверенность от 10.12.2018 N 680/18, паспорт), судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
акционерное общество "Ангарская нефтехимическая компания" (далее - АО "АНХК") обратилось в суд с административным иском к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N равной их рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указано, что АО "АНХК" на праве собственности владеет земельными участками с кадастровыми номерами N, расположенными на землях населенных пунктов в промышленной зоне города Ангарска, предназначенными для эксплуатации и развития административных и производственных объектов, и является плательщиком земельного налога в отношении названных участков. Кадастровая стоимость данных участков определена на основании Постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп (в редакции постановления от 5 мая 2014 года N 239-пп) и по состоянию на 26 января 2012 года установлена: для земельного участка с кадастровым номером N в размере 687 953 536,85 руб, для земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 009 132 948,20 руб, для земельного участка с кадастровым номером N в размере 334 139 556,99 руб, для земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 781 550 821,53 руб, для земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 174 326 646,26 руб.; для земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 4 сентября 2013 года - в размере 624 118 432,18 руб, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Между тем, рыночная стоимость земельных участков определена оценочной компанией ООО "Десоф-Консалтинг" на дату установления их кадастровой стоимости и согласно отчетам от 11 сентября 2018 года N N составляет для участка N N - 125 789 000 руб, N N - 217 550 000 руб, N N - 65 097 000 руб, N N - 727 668 000 руб, N N - 796 583 000 руб, N N - 172 421 000 руб. В рамках досудебного урегулирования Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области решениями от 19 июля 2018 N 13.22 и N 13.23 отклонила заявления АО "АНХК" о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков ввиду несоответствия отчетов об оценке требованиям Закона об оценочной деятельности, ФСО N 7.
Решением Иркутского областного суда от 27 мая 2019 года административные исковые требования АО "АНХК" в редакции принятых судом уточнений с учетом результатов судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков удовлетворены; установлена кадастровая стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 549 295 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 в размере 107 343 229 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 805 740 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 в размере 184 836 756 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 266 793 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 в размере 55 439 585 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3 019 371 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 в размере 618 751 668 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 3 332 982 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 26 января 2012 в размере 677 295 272 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 498 326 кв.м, расположенного по адресу: N, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 4 сентября 2013 года в размере 134 199 192 руб.
Указано, что датой обращения АО "АНХК" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N считается 12 июля 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 сентября 2019 года решение Иркутского областного суда от 27 мая 2019 года оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Администрация Ангарского городского округа обратилась с кассационной жалобой, в которой просила отменить решение Иркутского областного суда от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 сентября 2019 года как принятые с нарушением норм материального права и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда. По мнению Администрации, судами сделан ошибочный вывод о том, что заключение эксперта о рыночной стоимости указанных земельных участков, полученное по результатам судебной экспертизы, является надлежащим доказательством и подтверждает итоговую величину рыночной стоимости названных объектов недвижимости, поскольку экспертом не произведен осмотр объектов исследования; при анализе рынка в целях определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N из периода исследования необоснованно исключен период, составляющий более, чем 1,5 года до даты, по состоянию на которую производится исследование; не указано, каким образом произведена корректировка на дату, значение корректировки не обосновано и не проанализировано; при расчете рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N экспертом допущены математические ошибки в расчетах. Кроме того, полагает, что экспертом было некорректно принято решение о сужении рынка незастроенных земельных участков под производственное строительство только на территории г. Ангарска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
АО "АНХК" представлен отзыв на кассационную жалобу, доводы которого административный истец поддержал в ходе заседания. Полагает судебные акты первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили. Администрация Ангарского городского округа просила рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 23 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28), в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N установлена судом в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 4 сентября 2013 года заключением судебной экспертизы от 11 марта 2019 года.
При назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости спорных земельных участков в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, а также принял во внимание то, что участвующие в деле лица возражений против назначения судебной экспертизы не заявили.
Оценивая представленное заключение экспертизы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доказательств того, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, административными ответчиками, заинтересованными лицами не представлено.
Оценивая приведенный Администрацией в кассационной жалобе довод о том, что экспертом было некорректно принято решение о сужении рынка незастроенных земельных участков под производственное строительство только на территории и г. Ангарска, кассационный суд отмечает, что указанные доводы являлись предметом тщательной проверки суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебной коллегией не усматривается.
Указанные доводы не опровергают пояснения эксперта, данные в обоснование расчета рыночной стоимости земельных участков.
При этом имеющие значение для административного дела обстоятельства, на которые сослались суды первой и апелляционной инстанций в своих судебных актах, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
В части доводов кассационной жалобы о том, что экспертом не произведен осмотр объектов исследования, при анализе рынка не учтена часть периода, предшествующего дате оценки, не обосновано значение корректировки, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда отмечает, что указанные доводы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Отклоняя довод кассатора о том, что при расчете рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N экспертом допущены математические ошибки в расчетах, судебная коллегия, помимо изложенного, также отмечает, что как указано экспертом в заключении, расчетные процедуры по определению рыночной стоимости объекта оценки производились с помощью программного продукта Exсel; округление осуществлялось на завершающем этапе расчета; в данной связи промежуточные расчетные показатели, приведенные в тексте заключения, не следует рассматривать как точные значения, так как они показаны без учета дробных составляющих.
Допущенная экспертом в исследовательской части и в части, содержащей выводы по результатам исследования, опечатка в числовом значении площади земельного участка с кадастровым номером N не повлияла на достоверность определенной рыночной стоимости указанного участка, поскольку фактически при расчете экспертом было использовано верное значение.
Таким образом, расчеты не содержат явных математических, методических и арифметических ошибок.
При принятии обжалуемых судебных актов не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем кассационная жалобы не подлежит удовлетворению.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского областного суда от 27 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 17 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.