Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В,
судей Лавник М.В. и Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-761/2019, N 42RS0010-01-2019-000721-90 по иску Бондаренко Елены Кузьминичны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным,
по кассационной жалобе представителя государственного учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Баранова Е.С. на решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 18 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бондаренко Е.К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным.
Требования мотивированы тем, что 16 ноября 2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 13 марта 2019 г. N в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа в количестве 30 лет. По мнению ответчика, её специальный стаж составляет 26 лет 10 месяцев 7 дней.
При этом в специальный стаж ответчик не включил периоды её работы: с 1 октября 2009 г. по 12 марта 2011 г, с 14 марта 2011 г. по 13 июля 2011 г, с 16 июля 2011 г. по 14 октября 2011 г, с 17 октября 2011 г. по 18 июня 2012 г. в должности фельдшера медицинского пункта общества с ограниченной ответственностью "Участок "Коксовый" (далее по тексту ООО "Участок "Коксовый"), так как представленными документами и выписками из индивидуального лицевого счета не подтверждается осуществление лечебной деятельности, дающей право на досрочную страховую пенсию; с 21 июня 2012 г. по 6 декабря 2012 г. в должности фельдшера здравпункта открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" разрез "Заречный" (далее по тексту ОАО "СУЭК-Кузбасс" разрез "Заречный"), так как в указанный период отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензии отдельных видов деятельности"? Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291.
Считает решение ответчика незаконным, поскольку в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, законодатель предусмотрел включение в специальный стаж время работы в медицинских пунктах, здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций, без указания их ведомственной принадлежности.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, поименована должность фельдшера.
Согласно записи в трудовой книжке, 1 августа 2009 г. она была принята в ООО "Участок "Коксовый" в медицинский пункт фельдшером, где работала в оспариваемые периоды полный рабочий день, осуществляла лечебную деятельность фельдшера, в том числе: выдавала лекарственные средства, делала внутримышечные инъекции, оказывала доврачебную помощь при болезненном состоянии работников, несчастных случаях на производстве, осуществляла осмотр работников до начала работы? а также по окончанию работы, что подтверждается журналом обращаемости работников в медицинский пункт, журналом регистрации травматизма, журналом регистрации травм на производстве, журналом регистрации освобождений работников от работы по состоянию здоровья.
Записи, произведённые ею в журналах, подтверждают не только факт выполнения в оспариваемые периоды работы фельдшера, но и фактическое оказание первой медицинской помощи, осуществление лечебной деятельности, что даёт ей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Такую же работу она выполняла на разрезе "Заречный" ОАО "СУЭК-Кузбасс", где она работала в здравпункте фельдшером с 21 июня 2012 г.
Иную работу, не относящуюся к должностным обязанностям фельдшера, она не выполняла. Характер её работы за весь период трудовой деятельности не изменялся.
Кроме того, функции, условия и характер работы, выполняемой ею в должности фельдшера в медицинском пункте ООО "Участок "Коксовый" и здравпункте разреза "Заречный ОАО "СУЭК-Кузбасс" полностью соответствуют функциям, условиям и характеру работы в должности фельдшера, работа в которой засчитана ответчиком в специальный стаж.
С учетом оспариваемых периодов работы, её специальный стаж на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости ?16 ноября 2018 г. составит 30 лет, что даёт ей право на получение такой пенсии с указанной даты.
В связи с чем, просила суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области от 13 марта 2019 г. N об отказе в назначении пенсии; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области включить в специальный стаж периоды работы с 1 октября 2009 г. по 12 марта 2011 г, с 14 марта 2011 г. по 13 июля 2011 г, с 16 июля 2011 г. по 14 октября 2011 г, с 17 октября 2011 г. по 18 июня 2012 г. в должности фельдшера медицинского пункта в ООО "Участок "Коксовый", с 21 июня 2012 г. по 6 декабря 2012 г. в должности фельдшера здравпункта в ОАО "СУЭК-Кузбасс" разрез "Заречный" и назначить ей страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 ноября 2018 г. (л.д.3-5).
Определением Киселёвского городского суда Кемеровской области от 12 апреля 2019 г. по делу было произведено процессуальное правопреемство - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области было заменено его правопреемником государственным учреждением ? Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное).
Решением Киселёвского городского суда Кемеровской области от 18 июня 2019 г. постановлено:
Исковые требования Бондаренко Е.К. к государственному учреждению ? Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области от 13 марта 2019 г. N об отказе в установлении пенсии.
Обязать государственное учреждение ? Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный стаж Бондаренко Елены Кузьминичны периоды работы с 1 октября 2009г. по 12 марта 2011 г, с 14 марта 2011 г. по 13 июля 2011 г, с 16 июля 2011 г. по 14 октября 2011 г, с 17 октября 2011 г. по 18 июня 2012 г. в должности фельдшера медицинского пункта ООО "Участок "Коксовый", с 21 июня 2012 г. по 06 декабря 2012 г. в должности фельдшера здравпункта разреза "Заречный" ОАО "СУЭК-Кузбасс" и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 16 ноября 2018 г.
В удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме 1000 руб. Бондаренко Е.К. отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 августа 2019 г. решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 18 июня 2019 г. в обжалованной части оставлено без изменения, апелляционная жалоба ? без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель государственного учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Баранов Е.С. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 16 ноября 2018 г. Бондаренко Е.К. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Киселёвске Кемеровской области от 13 марта 2019 г. N в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" было отказано, не были включены в специальный стаж периоды работы Бондаренко Е.К. с 1 октября 2009 г. по 12 марта 2011 г, с 14 марта 2011 г. по 13 июля 2011 г, с 16 июля 2011 г. по 14 октября 2011 г, с 17 октября 2011 г. по 18 июня 2012 г. в должности фельдшера медицинского пункта в ООО "Участок "Коксовый"; с 21 июня 2012 г. по 06 декабря 2012 г. в должности фельдшера здравпункта в ОАО "СУЭК-Кузбасс" разрез "Заречный".
Разрешая спор в части включения периодов работы Бондаренко Е.К. в должности фельдшера медицинского пункта в ООО "Участок "Коксовый" и в должности фельдшера здравпункта в ОАО "СУЭК-Кузбасс" разрез "Заречный", суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды работы Бондаренко Е.К. осуществляла лечебную деятельность в должности и в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, поскольку медицинский пункт и здравпункт, в которых работала Бондаренко Е.К, являлись структурными подразделениями ООО "Участок "Коксовый" и разреза "Заречный" ОАО СУЭК - Кузбасс".
Поскольку с учётом включённых судом периодов работы истца в должности фельдшера в медицинском пункте ООО "Участок "Коксовый" и здравпункта разреза "Заречный" ОАО "СУЭК-Кузбасс" специальный стаж Бондаренко Е.К. на момент подачи заявления в пенсионный орган составил более 30 лет, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии основания для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 16 ноября 2018 г, то есть с даты её обращения в пенсионный орган за установлением пенсионного обеспечения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу подпункта "н" пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 г. N 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет" (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 г. N 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведённых нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Включая в специальный стаж Бондаренко Е.К. периоды её работы в должности фельдшера медицинского пункта ООО "Участок "Коксовый" и в должности фельдшера здравпункта разреза "Заречный" ОАО "СУЭК-Кузбасс" судебные инстанции указали на то, что медицинский пункт и здравпункт, в которых работала Бондаренко Е.К, являлись структурными подразделениями ООО "Участок "Коксовый" и разреза "Заречный" ОАО СУЭК - Кузбасс".
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Согласно пункту 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью признаётся хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются Кодексом и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признаётся общество, уставный капитал которого разделён на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем, входящее в общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество структурное подразделение не может являться учреждением.
Судебными инстанциями не учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
В соответствии с уставами хозяйственных обществ, в которых работала Бондаренко Е.К, основная цель их деятельности - извлечение прибыли, поскольку они являются коммерческими организациями, в связи с чем не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка N 781.
Приведенные выше обстоятельства судебными инстанциями при разрешении спора учтены не были.
Принимая во внимание, что учреждение и хозяйственные общества (ООО, ОАО) являются различными организационно - правовыми формами юридического лица, ООО "Участок "Коксовый", ОАО "СУЭК - Кузбасс" не могут представлять собой учреждения.
Само по себе наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности безусловным доказательством признания общества с ограниченной ответственностью, а также открытого акционерного общества учреждением здравоохранения не является.
Кроме того, в период с 21 июня 2012 г. по 6 декабря 2012 г. у ОАО "СУЭК-Кузбасс" отсутствовала лицензия на осуществление медицинской деятельности. Следовательно, правоспособность ОАО "СУЭК-Кузбасс" на осуществление медицинской деятельности в соответствии со статьёй 49 Гражданского кодекса Российской Федерации не возникла, в связи с чем, Бондаренко Е.К. не могла осуществлять медицинскую деятельность в названном обществе.
Ссылка судебных инстанций на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в обоснование вывода о том, что в специальный стаж засчитывается работа в должности фельдшера медицинского пункта ООО "Участок "Коксовый" и в должности фельдшера здравпункта разреза "Заречный" ОАО "СУЭК-Кузбасс", являющихся структурными подразделениями ООО "Участок "Коксовый" и разреза "Заречный" ОАО СУЭК - Кузбасс", является ошибочной.
В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о медицинских пунктах и фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Бондаренко Е.К. работала в медицинском пункте и здравпункте, которые не относятся к воинской части, а ООО "Участок "Коксовый", ОАО "СУЭК - Кузбасс" не являются структурными подразделениями государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы.
Ввиду изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для включения периодов работы Бондаренко Е.К. в должности фельдшера медицинского пункта ООО "Участок "Коксовый" и в должности фельдшера здравпункта разреза "Заречный" ОАО "СУЭК-Кузбасс" в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, не может быть признан правомерным, поскольку основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе, стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу положений вышеуказанного Федерального закона подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, Бондаренко Е.К. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 12 февраля 1999г. (л.д.177-178 т.1).
Таким образом, после 12 февраля 1999 г. стаж истца в спорные периоды может быть подтверждён только данными индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из выписки индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в отношении Бондаренко Е.К. в спорные периоды в столбце "Основание (код)" "Условия для досрочного назначения страховой пенсии" код "27-ГД", который означает основание для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда России от 31 июля 2006 г. N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению", отсутствует.
Исходя из изложенного обжалуемые судебные постановления в обжалуемой части нельзя признать законными, поскольку они приняты в этой части с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений в обжалуемой части и направлении дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киселёвского городского суда Кемеровской области от 18 июня 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 22 августа 2019 г. по делу N 2-761/2019, N 42RS0010-01-2019-000721-90 отменить в части удовлетворения исковых требований Бондаренко Елены Кузьминичны, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Киселёвский городской суд Кемеровской области.
Председательствующий: Т.В. Фролова
Судьи: М.В. Лавник
С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.