Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захаровой С.В,
судей Матушкиной Н.В. и Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 ноября 2019 г. гражданское дело N 2-1243/2019 по иску Кучкина Александра Евгеньевича к Военному комиссариату Смоленской области, Центру социального обеспечения Военного комиссариата Смоленской области о признании права на повышенный размер пенсии и её перерасчет
по кассационной жалобе Военного комиссариата Смоленской области на решение Промышленного районного суда города Смоленска от 27 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 июля 2019 г, которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кучкин Александр Евгеньевич 28 февраля 2019 г. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области, Центру социального обеспечения Военного комиссариата Смоленской области о признании права на повышенный размер пенсии, её перерасчете и взыскании невыплаченной части пенсии по выслуге лет за период с января 2012 г. по февраль 2019 г. в размере 329 824 руб. 54 коп.
В обоснование заявленных требований Кучкин А.Е. сослался на то, что после выхода в отставку с должности судьи Смоленского гарнизонного военного суда в 2010 году ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". При пересмотре размера пенсии с 1 января 2012 г. в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих на основании Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания, ранее составлявшая 55 процентов при выслуге 20 лет, была учтена в размере 30 процентов.
В письме от 11 октября 2018 г. N АЦ-56336 заместителем начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Смоленской области сообщено, что на основании статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ с 1 января 2012 г. пенсионерам из числа военных судей пенсии были пересмотрены исходя из вновь установленных размеров окладов с учетом исключения правил, установленных частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Размеры процентной надбавки за выслугу лет при отсутствии правового регулирования их в отличие от военнослужащих военной прокуратуры были пересмотрены военным судьям в порядке, установленном для военнослужащих с 1 января 2012 г.
По мнению Кучкина А.Е, отказ в перерасчете ему пенсии за выслугу лет является незаконным, поскольку при перерасчете с 1 января 2012 г. пенсии за выслугу лет должна применяться надбавка за выслугу лет, установленная пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в размере 55 процентов, действовавшая в редакции федерального закона до 1 января 2012 г.
Истец Кучкин А.Е. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Военного комиссариата Смоленской области Городничев Ю.М. в суде исковые требования не признал.
Решением Прмышленного районного суда г. Смоленска от 27 марта 2019 г. исковые требования Кучкина А.Е. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 июля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Военным комиссариатом Смоленской области ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных. В обоснование доводов кассационной жалобы её податель ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Считает, что, удовлетворяя исковые требования суды не учли, что с 1 января 2012 г. произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий. Указывает, что в результате пересмотра размер пенсии Кучкина А.Е. повысился с 18 074 руб. 11 коп. до 20 986 руб. 83 коп. При этом в составе денежного довольствия наряду с окладом по должности судьи были учтены оклад по воинскому званию "подполковник юстиции", увеличенный после указанной календарной даты с 3 034 руб. до 12 000 руб, а также ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 30 процентов при выслуге 20 лет, ранее составлявшая 55 процентов. В связи с чем полагает, что снижение размера пенсии за выслугу лет Кучкина Е.А. не произошло. Считает, что суд не учел требования статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, согласно которой перерасчет пенсии производится со дня приобретения права, но более чем за 12 месяцев, в связи с чем полагает, что Кучкиным Е.А. пропущен срок исковой давности
На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 19 ноября 2019 г, извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, с октября 2002 г. Кучкин Е.А. проходил военную службу в должности судьи Смоленского гарнизонного военного суда.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2010 г. N 277 Кучкин Е.А. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Приказом председателя Смоленского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2010 г. N 45 "По личному составу", Кучкин А.Е. исключен из списков личного состава Смоленского гарнизонного военного суда с 9 апреля 2010 г.
С 10 апреля 2010 г. Кучкину Е.А. в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" назначена пенсия за выслугу лет, в состав которой вошла надбавка за выслугу лет, размер которой до 1 января 2012 г. составлял 55 процентов.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Кучкина Е.А. о признании права на повышенный размер пенсии, её перерасчете и взыскании невыплаченной части пенсии по выслуге лет за период с января 2012 г. по февраль 2019 г. в размере 329 824 руб. 54 коп, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции до 1 января 2012 г, Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сделал вывод о наличии правовых оснований для признания за Кучкиным Е.А. права на перерасчет пенсии за выслугу лет в исходя из размера выслуги лет, составлявшего до 1 января 2012 г. - 55 процентов.
Суд исходил из того, что в отношении пенсионеров из военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральным законом "О следственном комитете Российской Федерации", а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прямо исключена частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров частей 8 - 11 статьи 12 данного Федерального закона), в связи с чем пришел к выводу о том, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Смоленской области, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции.
С 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий. В частности, частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, введенной подпунктом "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное частью первой данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ такое регулирование дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.
Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 306-ФЗ и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", которые Федеральным законом N 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ, действующая во взаимосвязи с пунктом "а" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, закреплено, что в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона и Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ за ними сохраняются размеры пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", что прежде всего направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения военных пенсионеров, включая пребывающих в отставке судей военных судов, которым назначена пенсия за выслугу лет на основании названного Закона Российской Федерации.
Таким образом, установив, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование частью 6 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ, суды обоснованно пришли к выводу о том, что уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 1 января 2012 г. размера процентной надбавки за выслугу лет пенсионерам из числа военных судей противоречит положениям приведенных норм материального права, и ставит военных судей в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, что нарушает конституционный принцип, закрепленный в статьях 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что суд не учел требования статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, согласно которой перерасчет пенсии производится со дня приобретения права, но более чем за 12 месяцев, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции отклоняет как не основанные на законе.
Так, перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 этого закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения (часть 1 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
При этом, согласно части 2 статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Положения приведенных норм закона свидетельствуют о том, что перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы, с которыми закон связывает право пенсионера на соответствующий перерасчет.
Вместе с тем, в рассматриваемом споре основанием для перерасчета являлось не предоставление военным пенсионером документов, подтверждающих право на перерасчет военной пенсии, а изменение системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.
Податель жалобы не учитывает, что в силу части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судами первой и апелляционной инстанций и необоснованность их отражена в судебных постановлениях. Ссылка на неправильную оценку судом обстоятельств является несостоятельной, поскольку суд кассационной инстанции в силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность принятых судебных актов и не вправе переоценивать доказательства, которым суд дал оценку при рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда города Смоленска от 27 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Военного комиссариата Смоленской области Городничева Юрия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.