Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1548
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон).
1. В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона статью 15 Кодекса законов о труде Российской Федерации предлагается изложить в новой редакции, предусматривающей, в частности, возможность включения в трудовой договор условия о неразглашении работникам сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших известными работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. При этом Федеральным законом не предусматривается какая-либо ответственность в рамках трудовых правоотношений за нарушение работником указанного положения трудового договора, что приведет к затруднениям при реализации этой нормы на практике.
2. Согласно пункту 45 статьи 1 Федерального закона предлагается дополнить статью 63 Кодекса законов о труде Российской Федерации положением, предусматривающим возможность привлечения работников к работе в выходные дни для предотвращения гибели или порчи имущества работодателя.
Указанная норма при ее применении не исключает возможности злоупотреблений со стороны работодателей - физических лиц, которые могут привлекать работников к работе в выходные дни для предотвращения гибели или порчи имущества, принадлежащего им на праве собственности, но не имеющего никакого отношения к трудовым правоотношениям между ними и работниками.
3. В соответствии с пунктом 65 статьи 1 Федерального закона статью 96 Кодекса законов о труде Российской Федерации предлагается изложить в новой редакции, которая предусматривает возложение на работодателя при нарушении им сроков выплаты заработной платы обязанности по возмещению причиненного вреда путем выплаты работникам денежной компенсации.
В указанной норме Федерального закона не учитываются особенности формирования фондов оплаты труда в организациях, финансируемых из средств соответствующих бюджетов, например федерального бюджета. Задержка поступлений средств из федерального бюджета несомненно повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам конкретного учреждения, финансируемого из этого источника, однако в данном случае вины самого учреждения (работодателя) в задержке выплаты заработной платы нет.
Выплата аналогичной денежной компенсации предусмотрена в пункте 67 статьи 1 Федерального закона, в соответствии с которым вносятся изменения в статью 98 Кодекса законов о труде Российской Федерации.
Выплата указанной денежной компенсации работникам организаций бюджетной сферы может быть произведена только из средств соответствующего бюджета. В федеральном бюджете на 1999 год и в проекте федерального бюджета на 2000 год расходы на эти цели не предусмотрены.
Реализация положений Федерального закона, например пунктов 25, 62, 63, 66, 67 статьи 1, не только повлечет за собой дополнительные выплаты из бюджетов всех уровней, но и затронет внебюджетный сектор экономики, что отразится на себестоимости производимых товаров, работ и услуг. Это в конечном счете приведет к росту цен и к увеличению инфляции либо к снижению прибыли работодателей и уменьшению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
4. Предусмотренные Федеральным законом изменения и дополнения, которые вносятся в Кодекс законов о труде Российской Федерации, зачастую не устраняют существующих коллизий между Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими, например, порядок разрешения коллективных трудовых споров и деятельность профессиональных союзов.
Так, определение понятия "коллективный трудовой спор", содержащееся в статье 220 Кодекса законов о труде Российской Федерации, и после внесения в эту статью изменения в соответствии с пунктом 138 статьи 1 Федерального закона по-прежнему противоречит определению указанного термина, приведенному в статье 2 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
5. Изменения, вносимые в соответствии с пунктом 146 статьи 1 Федерального закона в статью 233 Кодекса законов о труде Российской Федерации, не устраняют противоречия между этой статьей Кодекса и статьей 28 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", которой в отличие от статьи 233 Кодекса предусматривается, что работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1548
Текст письма официально опубликован не был