1-й ЗАПАДНЫЙ ОКРУЖНОЙ ВОЕННЫЙ СУД
в составе председательствующего
Гогина А.В,
судей
Царькова В.Н,
Пестуновича В.И.
при секретаре судебного заседания
Филипченко Г.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Черновой И.А. на решение Выборгского гарнизонного военного суда от 16 июля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" Дмитриевой Галины Львовны об оспаривании решения жилищной комиссии ПУ ФСБ об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по месту прохождения военной службы.
Заслушав доклад судьи Пестуновича В.И, объяснения представителя административного истца Черновой И.А, поддержавшей жалобу, представителя административных ответчиков - начальника Управления и жилищной комиссии Управления Бернадского Ю.Ю, возражавшего против удовлетворения жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Дмитриева через своего представителя Чернову И.А. обратилась военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение ЖК ПУ ФСБ от 13 мая 2019 года (протокол N "... "), утвержденное начальником этого же Пограничного управления, в части отказа в принятии Дмитриевой на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма по месту прохождения военной службы, обязав ответчика повторно рассмотреть вопрос о принятии ее на указанный учет.
В обоснование иска указано, что 27 марта 2019 года Дмитриева обратилась в жилищную комиссию с заявлением, в котором просила признать ее в качестве нуждающейся в жилом помещением для постоянного проживания (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы с составом семьи 1 человек.
При этом в заявлении она указала, что зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью 49,5 кв. м, в которой проживают еще 5 человек и на каждого проживающего приходится менее учетной нормы, установленной в "данные изъяты", в связи с чем она может претендовать на обеспечение жилым помещением по месту прохождения военной службы.
Решением Выборгского гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
Суд указал, что в 1988 году Дмитриева в составе семьи своего бывшего супруга - военнослужащего была обеспечена от пограничных органов жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам. В связи с приватизацией квартиры и последующим отчуждением принадлежавшей ей доли в указанной квартире, Дмитриева утратила реальную возможность сдать это жилое помещение жилищным органам ФСБ России.
Суд учел, что Дмитриева, которая не просила о принятии на жилищный учет всех граждан, проживающих совместно с ней в указанной квартире, поставила вопрос о предоставлении пограничными органами ей еще одного жилого помещения с оставлением ранее полученной квартиры членам ее семьи.
На основании этого суд пришел к выводу о том, что административный истец просила о повторном обеспечении ее жилым помещением в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то есть за счет государства и без сдачи ранее полученного в том же порядке жилья, что противоречит положениям пункта 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В апелляционной жалобе представитель административного истца, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Выводы суда о том, что у Дмитриевой отсутствует реальная возможность сдать занимаемое жилое помещение, поэтому обеспеченность общей площадью жилого помещения ниже учетной нормы правового значения не имеет и оценки суда не требует, автор жалобы считает ошибочными.
В жалобе отмечается, что Дмитриева относится к категории военнослужащих, которые имеют право на обеспечение жильем не только при увольнении с военной службы, но и в период ее прохождения, в том числе в порядке улучшения жилищных условий. Такое жилищное обеспечение может осуществляться по выбору в форме получения жилищной субсидии либо жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
При этом в отличие от предоставления жилого помещения по избранному месту жительства, что непосредственно связано с увольнением с военной службы по льготным основаниям, в период военной службы такие военнослужащие обеспечиваются либо жилыми помещениями по месту военной службы, либо жилищной субсидией.
При этом согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие вправе претендовать на получение жилищной субсидии при условии признания нуждающимися в жилых помещениях по одному их оснований, предусмотренных статьей 51 ЖК РФ.
Поскольку уровень обеспеченности жильем каждого проживающего вместе с административным истцом составляет 8,25 кв.м (49,5:6), что ниже учетной нормы, установленной по месту службы (9 кв.м общей площади), то, вопреки ошибочным выводам суда первой инстанции, в силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ административный истец вправе претендовать на улучшение жилищных условий по месту военной службы.
По мнению автора жалобы, форма обеспечения жильем в виде жилищной субсидии позволяет реализовать право на жилищное обеспечение военнослужащим, состоящим на законных основаниях на жилищном учете, с учетом ранее полученного от государства жилья, предоставленного с нарушением установленных норм предоставления. При этом размер норматива общей площади, исходя из которого рассчитывается жилищная субсидия, уменьшается на общую площадь полученного от государства жилого помещения, которое впоследствии было приватизировано. Минимальный размер субсидии законом не установлен. Следовательно, невозможность сдачи Дмитриевой ранее полученного по месту службы супруга жилья не является препятствием для получения ею жилищной субсидии при условии нахождения ее на жилищном учете.
В возражениях представитель административных ответчиков - начальника и жилищной комиссии Управления Михайловский Е.Е, соглашаясь с выводами, изложенными в решении суда первой инстанции, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает оставить решение без изменения, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме исследовал представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права.
По делу установлено, что в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Дмитриева, как заключившая первый контракт о прохождении военной службы в 1995 году, относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению постоянным жильем на весь период прохождения военной службы.
В соответствии с решением "данные изъяты" от 23 июля 1987 года N "... " военнослужащему войсковой части N "... " Д.В.Ю. на состав семьи два человека (он и жена - Дмитриева Г.Л.) предоставлено жилое помещение из жилого фонда, закрепленного за "данные изъяты" по "адрес" общей площадью 49,5 кв.м.
19 января 2010 года указанная квартира была приватизирована всеми членами семьи (Дмитриевой, ее мужем и дочерью) в равных долях, по 1/3 каждому.
1 августа 2016 года на основании совместного заявления супругов прекращен брак Дмитриева и Дмитриевой.
29 марта 2016 года Дмитриева подарила принадлежащую ей 1/3 доли указанного жилого помещения своей дочери. Размер этой доли составлял 16,5 кв.м общей площади жилого помещения.
В настоящее время в указанной квартире по месту жительства зарегистрированы 6 человек: Дмитриева (с 13 января 1988 года), ее бывший муж Дмитриев (с 13 января 1988 года), дочь К.И.В. (с 13 января 1988 года), зять К.В.О. (с 26 июля 2013 года), внучка К.А.В. (с 22 мая 2014 года) и внук К.Я.В. (с 4 февраля 2016 года).
27 марта 2019 года Дмитриева обратилась в жилищную комиссию с заявлением о постановке ее с составом семьи 1 человек на учет нуждающихся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы.
В соответствии с решением жилищной комиссии от 13 мая 2019 года Дмитриевой на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказано в принятии на учет.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В суде установлено, что в принадлежащую Дмитриевой на праве долевой собственности квартиру в период с 2013 по 2016 год были вселены зять и двое несовершеннолетних внуков без заключения какого-либо соглашения, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ. Таким образом, состав семьи увеличился до 6 человек, имеющих право пользования жилым помещением наравне с собственниками.
Это обстоятельство имеет существенное значение для дела, поскольку проживание названных лиц в одной квартире в качестве членов одной семьи указывает на необходимость их учета при определении нуждаемости Дмитриевой в улучшении жилищных условий, о чем она сама указала в заявлении в жилищную комиссию.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Дмитриевой с заявлением о постановке на жилищный учет на нее и каждого проживающего в квартире приходилось 8,25 кв.м (49,5:6), что ниже учетной нормы, установленной в "данные изъяты" (9 кв.м общей площади), что формально дает основания для вывода о наличии оснований, предусмотренных п. 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, для признания Дмитриевой нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Однако, как видно из заявления Дмитриевой в жилищную комиссию, она просила поставить на жилищный учет не всех проживающих с ней в качестве членов семьи лиц, а только себя одну, исходя из того, что других жилых помещений у членов ее семьи не имеется.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Признание нуждающимися в жилых помещениях производится в порядке, установленном "Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в полномочный жилищный орган военного ведомства заявление по форме, установленной приложением к указанному постановлению Правительства РФ. Данная форма предусматривает, в том числе, обязанность военнослужащего и каждого совершеннолетнего члена семьи в соответствующих разделах заявления своими подписями подтвердить:
- достоверность и полноту изложенных в заявлении сведений;
- дачу персонального согласия на проведение уполномоченными органами проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти (включая Федеральную налоговую службу, Федеральную миграционную службу, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии);
- дачу персонального согласия на обработку их персональных данных;
- осведомленность о возможности снятия с жилищного учета в случае выявления в представленных в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на жилищный учет, а также о возможности привлечения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения.
К заявлению военнослужащий прилагает документы, перечень которых приведен в пункте 3 Правил:
- копии паспортов, удостоверяющих личности военнослужащего и всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
- копии свидетельств о заключении (расторжении) брака;
- выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
- копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные необходимые для решения вопроса о постановке на жилищный учет документы уполномоченный жилищный орган военного ведомства самостоятельно запрашивает с согласия военнослужащего и совершеннолетних членов его семьи, что соответствует положениям части 4 статьи 52 ЖК РФ.
Судом достоверно установлено, что Дмитриева подала в жилищную комиссию заявление о постановке на жилищный учет без предоставления документов, касающихся жилищных условий членов ее семьи.
Учитывая, что Дмитриева не является одиноко проживающей военнослужащей, а ее обеспеченность жилым помещением ниже учетной нормы обусловлена исключительно совместным проживанием с членами ее семьи, предоставление таких документов являлось обязательным независимо от того, в каком составе семьи она просила поставить ее на учет.
Несоблюдение указанных требований в силу статей 3, 6, 9 Федерального закона "О персональных данных" исключает возможность рассмотрения полномочным жилищным органом заявления Дмитриевой по существу, поскольку препятствует обработке персональных данных её и членов ее семьи.
Таким образом, поскольку представленные Дмитриевой в жилищную комиссию документы не подтверждали ее право состоять на жилищном учете, оспариваемое решение жилищной комиссии Управления, отказавшей ей в постановке на жилищный учет по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, суд первой инстанции правомерно признал по существу правильным.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы относительно обеспеченности Дмитриевой общей площадью жилого помещения ниже учетной нормы, и, следовательно, о наличии у нее права на получение жилищной субсидии, о незаконности оспариваемого решения жилищного органа и обжалуемого решения суда не свидетельствуют.
Не усматривая оснований к отмене либо изменению судебного постановления по изложенным в апелляционной жалобе доводам и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Выборгского гарнизонного военного суда от 16 июля 2019 года по административному исковому заявлению Дмитриевой Галины Львовны оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.