1-й Западный окружной военный суд в лице судьи Пестуновича В.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу "данные изъяты" Крутикова Артема Владимировича на определение Выборгского гарнизонного военного суда от 21 августа 2019 года о возвращении его административного иска к командиру в/ч N об оспаривании приказа об увольнении его с военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Крутиков обратился в Выборгский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором оспаривал законность приказа командира войсковой части N об увольнении его с военной службы в запас.
В административном иске было указано, что истец зарегистрирован по месту жительства в "данные изъяты", а административный ответчик - командир войсковой части N, чей приказ им оспаривается, находится в "данные изъяты"
В связи с этим определением судьи гарнизонного военного суда данный иск был возвращен истцу по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ - в связи с неподсудностью Выборгскому гарнизонному военному суду. Крутикову предложено обратиться с данным иском либо в Омский гарнизонный военный суд, либо в гарнизонный военный суд по месту нахождения войсковой части N.
В частной жалобе Крутиков выражает несогласие с определением, полагая, что суд неправильно истолковал нормы процессуального права, просит его отменить.
Ссылаясь на то, что в настоящее время он фактически проживает в съемной квартире в "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания, истец считает, что суд неправильно определилподсудность данного дела.
Рассмотрев представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 218 КАС РФ административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 КАС РФ.
По общему правилу, установленному ч.1 ст. 22 КС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Частью 3 ст. 24 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, может подаваться в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, может подаваться в суд по месту нахождения должностного лица или месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, по его выбору.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон) местом жительства гражданина признается жилое помещение, в котором он постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а местом пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Как указано в ст. 3 Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что гражданин, самостоятельно определяет место своего пребывания и место жительства, а посредством регистрационного учета уведомляет об этом других лиц и государство. При этом временное нахождение гражданина по месту пребывания не изменяет его места жительства.
Согласно п.14 ст.1 Федерального закона от 23 июля 2010 N 182-ФЗ "Об упразднении некоторых гарнизонных военных судов" юрисдикция Выборгского гарнизонного военного суда распространяется на территории, где расположены военные гарнизоны, войска, воинские формирования, учреждения и органы (в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), дислоцированные на территории "данные изъяты"
Как усматривается из административного искового заявления Крутиков зарегистрирован постоянно по месту жительства в "данные изъяты", а указанный в иске административный ответчик - командир войсковой части N, чей приказ оспаривается истцом, находится в "данные изъяты".
Согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, судья возвращает исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.
Так как указанные территории не относятся к юрисдикции Выборгского гарнизонного военного суда, о чем правильно указал судья в оспариваемом определении, оснований для его отмены не имеется.
Тот факт, что Крутиков на момент обращения в Выборгский гарнизонный военный суд временно проживал в "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о регистрации его по месту пребывания, не доказывает изменение им своего места жительства и не может служить основанием для изменения установленной законом территориальной подсудности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 315, 316 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Выборгского гарнизонного военного суда от 21 августа 2019 года о возвращении административного искового заявления Крутикова Артема Владимировича оставить без изменения, частную жалобу административного истца - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.