Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Кузнецова Ю.И,
судей Рассошенко Н.П, Рудь Т.Н,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по апелляционной жалобе Кобелева Антона Александровича на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 08 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кузнецова Ю.И, судебная коллегия
установила:
Кобелев А. А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене предписания от 14 мая 2019 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 14 мая 2019 года представителем административного ответчика в отношении него составлен акт проверки N 09-16/19-60, на основании которого выдано предписание об устранении нарушений требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в нецелевом использовании принадлежащего ему земельного участка N "данные изъяты" и предложено устранить это нарушение в указанный в предписании срок. Полагает, что данное предписание незаконно, поскольку решение о включении его земельного участка в границы населенных пунктов МО "Заостровское" принято Правительством Архангельской области в 2015 году, в отношении его участка имеется решение Архангельского областного суда от 05 февраля 2019 года, решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 26 ст. 19. 5 КоАП РФ.
Просит признать незаконным и отменить предписание Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14 мая 2019 года.
В судебное заседание административный истец не явился, будучи своевременно извещенным о времени и месте заседания.
Представитель административного ответчика Поляничко К. В. с исковыми требованиями не согласился, поскольку земельный участок N "данные изъяты", находящийся в собственности Кобелева А. А, согласно сведений, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, может быть использован только для сельскохозяйственного использования и сельскохозяйственного производства. Однако при проведении проверки установлено, что на данном земельном участке размещено капитальное строение на свайном основании с признаками жилой застройки, бытовки, септика.
Указанным решением в удовлетворении административного искового заявления Кобелева Антона Александровича к Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N 09-16/19-60 от 14 мая 2019 года - отказано.
С данным решением не согласился административный истец Кобелев А.А, просит его отменить и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на необоснованность выводов суда о правомерности проведенной в отношении административного истца проверки, поскольку судом не учтены его доводы о том. что решение о включении его земельного участка в границы населенных пунктов МО "Заостровское" принято Правительством Архангельской области в 2015 году, это решение до настоящего времени не отменено.
Судом не приняты во внимание решения Архангельского областного суда от 20 декабря 2018 года, Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 05 марта 2019 года, которые имеют значение для всех должностных лиц, в том числе и ответчика.
Просит учесть, что выводы суда не подтверждены доказательствами о том, что его земельный участок относится к землям сельхозназначения, правила землепользования и застройки МО "Заостровское" противоречат генеральному плану муниципального образования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей административного истца Кобелева А.А. Сидорова А.В, Телятьева И.Ю, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 227 КАС Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты"
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, виды разрешенного использования данного земельного участка сельскохозяйственное использование и сельскохозяйственное производство.
Из Правил землепользования и застройки МО "Заостровское" Приморского муниципального района Архангельской области следует, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" находится в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ1).
14 мая 2019 года органом государственного надзора была проведена внеплановая выездная проверка по использованию земельного участка гражданином Кобелевым А.А. по адресу: "данные изъяты"
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположено двухэтажное деревянное строение на свайном основании с признаками жилой застройки, бытовка и септик.
В связи с нарушением требований ст. 42 Земельного кодекса РФ Кобелеву А. А. 14 мая 2019 года выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N 09-16/19-60.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований Кобелева А.А, суд, руководствуясь ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст. ст. 1, 3, 7, 40, 42, 77-79 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 260, 263 ГК РФ, исходил из того, что Кобелев А.А. использовал, принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", с нарушением ст. 42 ЗК РФ, поскольку этот участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, но на нем расположено двухэтажное деревянное строение на свайном основании с признаками жилой застройки, бытовка и септик, хотя вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменялся.
С данным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия согласна, считает их правильными, а принятое по делу решение отвечающим требованиям закона.
В силу ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Разрешенное (целевое) использование земель сельскохозяйственного назначения определено в п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ.
Статья 79 названного Кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
При таких обстоятельствах, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании Земельного кодекса РФ и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Как следует из акта проверки органом государственного надзора гражданина N 09-16/19-60 от 14 мая 2019 года по адресу: Архангельская область, Приморский район, МО "Заостровское", была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Кобелева А. А.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" расположено двухэтажное деревянное строение на свайном основании с признаками жилой застройки, бытовка и септик.
В связи с нарушением требований ст. 42 Земельного кодекса РФ Кобелеву А. А. 14 мая 2019 года выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N 09-16/19-60.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пп. 2 ст. 40пп. 2 ст. 40 ЗК РФ).
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 263 ГК РФ.
Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.
По своему целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения не предполагают возможность осуществления на них индивидуального жилищного строительства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтено, что решение о включении его земельного участка в границы населенных пунктов МО "Заостровское" принято Правительством Архангельской области в 2015 году, судом не приняты во внимание решения Архангельского областного суда от 20 декабря 2018 года, Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 05 марта 2019 года, которые имеют значение для всех должностных лиц, в том числе и ответчика, являются несостоятельными, поскольку этими решениями не изменялся вид разрешенного использования спорного земельного участка, документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования земельного участка, Кобелевым А. А. не представлено.
Поскольку до настоящего времени категория земельного участка истца в установленном действующим законодательством порядке не изменена, оснований для признания незаконным предписания и его отмене не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение, установлены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 84 КАС Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 08 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кобелева Антона Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи А.А. Брагин
И.А. Пыжова
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.