Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф,
судей областного суда Кудряшова В.К, Матыциной Е.И,
при секретаре Кумпееве Ч.Х,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дерягина И.В. к администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области об оспаривании действий по исключению из списка очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, восстановлении в списках очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении,
по апелляционной жалобе Дерягина И.В. на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 1 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Матыциной Е.И, судебная коллегия
установила:
Дерягин И.В. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области, указав, что является ветераном боевых действий, состоял на учете по улучшению жилищных условий в г. Бугуруслане с 8 декабря 2004 года.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "город Бугуруслан" N 1024 от 12 ноября 2018 года был исключен из списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма, выездом на место жительства в г. ***, а также в связи с тем, что является членом семьи Дерягиной (до регистрации брака ФИО, которая имеет на праве собственности жилые помещения.
Просил суд признать незаконными действия администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области по исключению его из списков очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории Оренбургской области;
восстановить его в списках очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории Оренбургской области.
Определением суда первой инстанции от 8 февраля 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство социального развития Оренбургской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФИО, ФИО1 (в определении суда ошибочно указано отчество "Викторовна").
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 1 апреля 2019 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
С таким решением не согласился административный истец Дерягин И.В, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Административный истец Дерягин И.В, представители административных ответчиков - администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области, Министерства социального развития Оренбургской области, заинтересованные лица ФИО, ФИО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились о дате, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 года) "О ветеранах" (далее - Федерального закона N 5-ФЗ) предусмотрено обеспечение жильем инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии со статьей 23.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункта 3.1 статьи 23.2 вышеуказанного закона по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жильем общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, имеют инвалиды и ветераны боевых действий.
В соответствии с пунктом 11.1 статьи 23.2 указанного закона, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В силу подпункта 3 пункта 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
Статья 27 Конституции Российской Федерации и Закон о праве на свободу передвижения различают два понятия: а) место пребывания и б) место жительства. Местом жительства является то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Понятие "места жительства", с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, раскрывается в статье 20 ГК РФ, статье 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2011 года, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 9 марта 2006 года N 72-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 4.2 указанного Порядка, меры социальной поддержки в обеспечении жильем в рамках настоящего Порядка предоставляются гражданам, постоянно проживающим на территории Оренбургской области, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года и отнесенным к категориям инвалидов и ветеранов боевых действий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 июля 2011 года N 990-О-О указал на то, что действующее правовое регулирование вопросов обеспечения жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 1 января 2005 года направлено на выполнение взятых государством обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но необеспеченных им до указанной даты.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Дерягин И.В. до 01 января 2005 года на основании распоряжения главы муниципального образования "город Бугуруслан" от 8 декабря 2004 года N 1368-р был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и включен в список лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья, как ветеран боевых действий, с составом семьи 1 человек.
На момент постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Дерягин И.В. в браке не состоял, был зарегистрирован по адресу: (адрес), принадлежащем жилом помещении на праве собственности ФИО2
Постановлением главы администрации муниципального образования "город Бугуруслан" от 12 ноября 2018 года N 1024-п Дерягин И.В. был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании подпунктов 2,3 пункта 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об утрате Дерягиным И.В. оснований, дающих право состоять на учете в качестве нуждающегося, поскольку после вступления административного истца в брак с ФИО, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи стала составлять более учетной нормы (13,04 кв.м. при учетной норме не более 9,5 кв.м.), что в соответствии с частью 2 статьи 6 Вводного закона является основанием для снятия Дерягина И.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, кроме того суд пришел к выводу о том, что постоянным местом жительства административного истца является г. ***.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не соглашается.
Как следует из материалов дела, Дерягин И.В. с 17 февраля 1999 года имеет постоянную регистрацию в (адрес) проживает в указанном жилом помещении на основании договоров поднайма.
Согласно справки администрации МО "город Бугуруслан" от 13 сентября 2018 года Дерягин И.В. и зарегистрирован, и проживает в (адрес)
Из справки ООО Управляющая компания " ***" *** от 15 марта 2019 года б/н, следует, что Дерягин И.В. в период с 28 августа 2016 года по настоящее время периодически заключает срочные договора гражданско-правового характера в целях оказания работ в ООО Управляющая компания " ***". Работы, оказываемые Дерягиным И.В, по договору носят временный (разовый) характер и заключаются поквартально, сроком на три месяца (три месяца через три).
С 23 января 2008 года по 20 января 2019 года Дерягин И.В. был временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: (адрес)
В судебном разбирательстве суда первой инстанции были допрошены свидетели: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, которые пояснили, что Дерягин И.В. проживает в ***, периодически выезжает на работу в г. ***.
Суд первой инстанции к показаниям указанных свидетелей отнесся критически и пришел к выводу о том, Дерягин И.В. выехал на постоянное место жительства в г. ***.
Вместе с тем все вышеуказанные свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их показания согласуются между собой и письменными доказательствами исследованными судом первой инстанции, в том числе со справкой администрации г. *** о том, что Дерягин И.В. не только зарегистрирован, но и проживает в г. ***, справкой с места работы Дерягина И.В. и иными доказательствами по делу, в связи с чем судебная коллегия не может согласиться с правильностью такой оценки показаний свидетелей.
Кроме того, согласно справки Управления пенсионного фонда в г. *** Дерягин И.В. с 01 января 2005 года состоит на учете в пенсионном фонде г. *** и ежемесячно получает денежную выплату.
Дерягин И.В. также являлся получателем единовременной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу: (адрес) что подтверждается справкой филиала ГКУ " ***.
Свидетели ФИО7 и ФИО8, составившие акт о непроживании Дерягина И.В. в г. *** и пояснившие суду о фактическом изменении места жительства административного истца не учли обстоятельств отсутствия гражданина по месту регистрации в связи с характером выполняемой им работы, показания указанных свидетелей не подтверждают переезд Дерягина И.В. в другое муниципальное образование на постоянное место жительства.
Достоверных и бесспорных доказательств, свидетельствующих о выезде административного истца из жилого помещения на иное постоянное место жительства в другое муниципальное образование, а также доказательств того, что выезд носит не временный характер, а постоянный характер при рассмотрении дела административным ответчиком не представлено.
Кроме того судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что зарегистрировав брак с ФИО в 2010 году обеспеченность административного истца жилой площадью стала составлять более учетной нормы (13,04 при учетной норме не более 9.5 кв.м.).
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Жилищный кодекс Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения и нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с указанными лицами их супругов, а также детей и родителей (статьи 31 и 69).
Дерягин И.В. с 23 января 2008 года по 20 января 2019 года, а его супруга ФИО - с 22 ноября 2014 года по 01 декабря 2015 года, были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: (адрес) которое ФИО на каком-либо праве не принадлежит.
В собственности супруги административного истца ФИО с 19 марта 2001 года находятся: *** доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), общей площадью 43 кв.м. Остальные *** доли в праве общей долевой собственности принадлежат: ФИО9, ФИО10 ФИО11, по *** каждому.
В вышеуказанном жилом доме также зарегистрированы и проживают: ***, ФИО12 ФИО9, ФИО10 ФИО11,
В порядке наследования по закону ФИО с 9 октября 2014 года принадлежит *** доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: (адрес) общей площадью 90,2 кв.м.
Жилое помещение, расположенное в (адрес), площадью 60,7 кв.м, указанное в решении суда первой инстанции как принадлежавшее ФИО, отчуждено 01 декабря 2000 года (л.д. 84).
При рассмотрении вопроса о снятии Дерягина И.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, администрация МО "Бугурусланский район" учитывала жилищную обеспеченность супруга административного истца - ФИО которая на жилищном учете совместно с административным истцом не состояла.
Администрация МО "Бугурусланский район" Оренбургской области пришла к выводу, о том, что жилищная обеспеченность Дерягина И.В. превышает учетную норму (9,5 кв. м) площади жилого помещения, составив фактически - 13,04 м, при этом решением Совета депутатов МО "город Бугуруслан" от 22 апреля 2005 года N381 установлена учетная норма площади жилого помещения, которая составляет 13,5 кв.м.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки административного истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотрено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Частью 1 статьи 31 Жилищного Кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 11 Постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Таким образом, жилищным законодательством Российской Федерации возможность признания гражданина членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения связана с установлением самого факта вселения в принадлежащее собственнику жилое помещение и факта совместного проживания в этом помещении.
Вместе с тем, доказательств вселения административного истца и совместного проживания с согласия иных сособственников в жилых помещениях, принадлежащих ФИО в материалы дела представлено.
Поскольку в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств приобретения Дерягиным И.В. права на жилую площадь супруги, судебная коллегия приходит к выводу, что изменений в жилищных условиях административного истца после вступления в брак, не произошло, а следовательно, жилая площадь, находящаяся в собственности его супруги - ФИО не подлежит учету при расчете жилищной обеспеченности истца.
При указанных обстоятельствах действия администрации МО "город Бугуруслан" Оренбургской области выразившиеся в издании 12 ноября 2018 года постановления N1024-п по исключению Дерягина И.В. из списка нуждающихся в жилом помещении на территории Оренбургской области не могут быть признаны законными и обоснованными.
В соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 09 сентября 2010 года N183-ук "Об утверждении положения о Министерстве социального развития Оренбургской области" вопросы постановки (снятия) граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях в компетенцию Министерства социального развития не входят, указанные вопросы регулируются Законом Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N2733/489 III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма", в связи с чем с учетом предмета иска в удовлетворении требований к Министерству социального развития Оренбургской области надлежит отказать.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на не верном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска к администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области.
Руководствуясь положениями статей 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 01 апреля 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконными действия администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области по снятию Дерягина И.В. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на территории Оренбургской области.
Восстановить Дерягина И.В. в списках очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Оренбургской области.
В иске к Министерству социального развития Оренбургской области отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.