Судебная коллегия по административным делам Южного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Кобжув И.В. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 9 июля 2019 г, которым отказано в удовлетворении требований проходившего военную службу по контракту сержанта запаса Садирова Седретдина Сулеймановича об оспаривании действий начальника и председателя жилищной комиссии Пограничного управления ФСБРоссии по Республике Дагестан (далее - пограничное управление), связанных с отказом в принятии истца на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
приказом командира войсковой части N от 18 мая 2015 г. N 114 СадировС.С. исключен из списков личного состава воинской части с этой же даты.
Решением жилищной комиссии пограничного управления от 17 апреля 2019 г. Садирову С.С. отказано в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства на том основании, что он утратил статус военнослужащего.
Садиров С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил указанное решение признать незаконным, обязать административных ответчиков его отменить и принять решение о признании его нуждающимся в жилом помещении.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель административного истца просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что в период прохождения военной службы Садирову С.С. решением жилищной комиссии от 22 апреля 2015 г. отказано в удовлетворении заявления о признании нуждающимся в жилом помещении в связи с отсутствием документов, необходимых для принятия на жилищный учет. Поскольку окончательное решение жилищным органом принято не было, суд не был вправе давать оценку обстоятельствам, связанным с условиями проживания семьи Садирова С.С. в доме отца. При этом суд не установилряд имеющих значение для данного дела обстоятельств, в связи с чем пришел к ошибочному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Повторно истец обратился в жилищную комиссию пограничного управления с целью предоставления документов, указанных в ранее состоявшемся решении жилищного органа, поэтому оснований для отказа в принятии его на жилищный учет лишь потому, что он не является военнослужащим, не имелось.
Таким образом, при увольнении истца с военной службы по льготному основанию вопрос о его нуждаемости в жилом помещении по существу разрешен не был, поэтому, автор жалобы считает, что решение суда подлежит отмене, а заявленные истцом требования - удовлетворению.
В качестве судебной практики представитель истца ссылается на определение Верховного Суда РФ от 27 июня 2018 г. N 73-КГ 18-3.
В возражениях представитель административных ответчиков просит решение суда оставит без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. N 590 утверждены "Правила организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями".
В соответствии с п. 1, 3, 7 и 9 данные Правила распространяются, в частности, на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в органах безопасности, и граждан, уволенных с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий).
Для признания нуждающимся в жилом помещении и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу, к которому прилагаются необходимые документы.
В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.
По итогам рассмотрения заявления жилищная комиссия принимает решение о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении или об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных ч.1ст. 54 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае непредставления предусмотренных ч. 4 ст. 52 данного Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом гражданин, уволенный с военной службы, утрачивает статус военнослужащего со дня исключения с военной службы, что определено пунктом 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, заявление о принятии на жилищный учет военнослужащего и членов его семьи с целью реализации права на жилище должно быть подано в период прохождения военной службы. В случае непредоставления военнослужащим необходимых документов для признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения он не может быть принят на жилищный учет.
По делу установлено что приказом командира войсковой части N от 13апреля 2015 г. N 88 СадировС.С, имеющий общую продолжительность военной службы более десяти лет, уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Решением жилищной комиссии пограничного управления от 22 апреля 2015 г. (протокол N 11) Садирову С.С. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства на основании п.1ч. 1 ст. 54 ЖК РФ с указанием перечня документов, необходимых для предоставления в жилищный орган.
Приказом командира войсковой части N от 18 мая 2015 г. N 114 истец исключен из списков личного состава воинской части с этой же даты.
С указанными приказами и решением жилищной комиссии истец согласился и их законность не оспаривал.
При этом сведений о предоставлении Садировым С.С. каких-либо документов, указанных в решении жилищного органа, или рапорта о невозможности их предоставления до исключения его из списков личного состава в материалах дела не содержится.
Решением жилищной комиссии пограничного управления от 6 июня 2017 г. (протоколN17) Садирову С.С. отказано в принятии на жилищный учет в связи с утратой им статуса военнослужащего. Данное решение истец в суде также не оспорил.
Получив новые документы, отличные по содержанию от представленных в жилищную комиссию ранее, Садирову С.С. в 2019 году вновь обратился с заявлением о принятии его на жилищный учет по иному избранному месту жительства.
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что он выполнял указания о предоставлении недостающих документов жилищной комиссии, принявшей решение 22 апреля 2015 г, являются необоснованными.
Решением жилищной комиссии пограничного управления от 17 апреля 2019 г. (протоколN11) истцу отказано в принятии на жилищный учет, поскольку представленные им документы не подтверждают права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой им статуса военнослужащего.
Учитывая, что при обращении в 2019 году в жилищную комиссию пограничного управления Садиров С.С. утратил статус военнослужащего и не являлся нуждающимся в жилом помещении, оснований для удовлетворения его заявления у жилищного органа не имелось.
Поэтому гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения жилищного комиссии пограничного управления от 17 апреля 2019 г. об отказе в признании его нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства.
Доводы автора жалобы о том, что, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции преждевременно дал оценку обстоятельствам, связанным с условиями проживания семьи Садирова С.С. в доме отца, в силу положений ч.5ст.310 КАС РФ не могут повлечь отмену правильного по существу решения.
Содержащаяся в жалобе ссылка на определение Верховного Суда РФ от 27июня 2018 г. N73-КГ 18-3 является несостоятельной, поскольку данное судебное постановление принято в отношении иного лица и при других обстоятельствах.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 9 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Садирова Седретдина Сулеймановича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.