Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего
Костина В.А,
судей: Цыбульника В.Е,
Зари А.И,
при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 28 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении требований подполковника в отставке Платонова Михаила Викторовича о признании незаконными действий заместителя командира войсковой части N, командира, председателя жилищной комиссии и начальника подразделения кадров войсковой части N, связанных с порядком увольнения истца с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства, а также порядком подсчета выслуги лет.
Заслушав доклад судьи Зари А.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения истца в обоснование доводов жалобы, возражения представителя административных ответчиков - майора юстиции Гребенщикова Д.И. относительно этих доводов, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа подполковника юстиции Горевого А.А, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
установила:
Платонов М.В, общая продолжительность военной службы которого составляет более 20 лет, проходил ее в войсковой части N, дислоцированной в "адрес". По месту службы он обеспечен служебным жилым помещением по установленным нормам. В связи с предстоящим увольнением с военной службы по возрасту решением жилищной комиссии войсковой части N от 28 ноября 2017 года истец по его заявлению был признан нуждающимся в жилом помещении в избранном им месте жительства после увольнения с военной службы в "адрес" По заключению военно - врачебной комиссии от 29 апреля 2019 года Платонов М.В. признан не годным к военной службе. Приказом заместителя командира войсковой части N от 23 мая 2019 года N 336-лс истец уволен с военной службы по состоянию здоровья, а приказом командира войсковой части N от 6 июня 2019 года - исключен из списков личного состав воинской части.
Платонов М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия названных должностных лиц, связанные с порядком его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, а также действия начальника подразделения кадров войсковой части N, связанные с порядком подсчета его выслуги лет в льготном исчислении.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Платонов М.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование автор жалобы ссылается на обстоятельства дела, связанные с обеспеченностью его по месту службы служебным жилым помещением, и считает, что гарнизонный военный суд пришел к ошибочному выводу о том, что проживание в служебном жилом помещении делает возможным его увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства, отличном от места службы.
Относительно порядка подсчета выслуги лет Платонов М.В. считает, что одно лишь прохождение им военной службы в "адрес" в соответствующие периоды с 1 июля 1998 года по 31 октября 2001 года, в отсутствие приказов командования, подтверждающих выполнение им задач в особых условиях в эти периоды, само по себе основанием для исчисления ему выслуги лет из расчета один месяц военной службы за три месяца, а не за полтора месяца.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья в случае отсутствия у них по месту военной службы жилых помещений.
Следовательно, действующим законодательством установлен запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится истец, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение.
Согласно пункту 14 статьи 15 названного Федерального закона "О статусе военнослужащих" при наличии у военнослужащего по месту военной службы жилого помещения, в случае перемены места жительства, его сдача производится при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Перечисленные правовые нормы не содержат указания на форму собственности жилищного фонда, в котором проживает увольняемый военнослужащий по месту военной службы.
В соответствии с пунктом 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы по состоянию здоровья без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", следует, что согласно положениям абзаца 14 пункта 1 статьи 15, абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 17 статьи 34 Положения при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Таковыми обстоятельствами являются продолжительность прохождения Платоновым М.В. военной службы, которая составляет более 20 лет, а также признание его не годным к военной службе, что свидетельствует о необходимости его безусловного увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В подпункте 1 пункта 17 заключенного Платоновым М.В. договора найма служебного жилого помещения от 18 декабря 2009 года N 78 прямо указано, что данный договор не может быть расторгнут при увольнении военнослужащего с военной службы, в частности по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
О невозможности выселения Платонова М.В, имеющего выслугу более 10 лет, указано и в пункте 28 типового Положения о находящемся в государственной собственности служебном жилом фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного положением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897.
Таким образом, вопреки мнению автора жалобы, непредоставление истцу жилого помещения по избранному месту жительства на этапе его увольнения с военной службы при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствием для его увольнения с военной службы.
При таких данных гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что приказ командира войсковой части N от 23 мая 2019 года N 336-лс об увольнении истца с военной службы по состоянию здоровья не противоречит требованиям законодательства, определяющего порядок прохождения военной службы, а поэтому прав Платонова М.В. не нарушает.
Поскольку истец связывал незаконность приказа командира войсковой части N от 6 июня 2019 года N 189-лс об исключении его из списков личного состава воинской части с незаконностью приказа об увольнении с военной службы, оснований признать незаконным который не имеется, при этом иных доводов не привел, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о правомерности указанного приказа, изданного во исполнение приказа об увольнении истца с военной службы.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим утвержден постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее Порядок). В соответствии с пунктом 3 этого Порядка, время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций". В соответствии с пунктом 2 этого постановления военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из приведенных выше правовых норм следует, что период военной службы исчисляется в льготном порядке только на основании приказов командиров воинских частей о выполнении военнослужащим в этом периоде задач в особых условиях.
Поскольку за периоды времени с 1 по 4 июля, с 1 по 31 августа 1998 года, с 9 сентября 1998 года по 18 февраля 1999 года, с 10 марта по 15 апреля, с 6 июня по 15 августа 1999 года, с 14 по 23 февраля, с 1 июня по 19 сентября, с 3 октября по 8 декабря 2000 года, с 29 по 31 марта, с 27 по 30 апреля, с 21 по 31 мая, с 10 по 19 июня, с 16 июля по 9 сентября, с 1 по 12 октября, с 26 по 31 октября 2001 года в отношении Платонова М.В. командованием не издавались приказы о выполнении им задач в особых условиях, что истцом не оспаривается, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для исчисления ему за этот период выслуги лет в льготном исчислении исходя из расчета один месяц за три месяца.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 28 августа 2019 года по административному исковому заявлению Платонова Михаила Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.