Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Морозовой И.Ю.
Бойко Л.Н.
при секретаре
Лащенко И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
N 2-2705/2019 по иску Куликова Сергея Николаевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске на
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 7 мая 2019 г, которым постановлено:
"Исковые требования Куликова Сергея Николаевича к Государственному Учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском округе города Мурманска о включении в стаж периодов работы - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска включить в специальный стаж Куликова Сергея Николаевича для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 период службы в Советской Армии с 11.05.1982 года по 13.06.1984 года в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска включить в стаж работы по Списку N2 для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Куликову Сергею Николаевичу периоды его работы с 11.05.1984 по 26.09.1984; с 08.04.1985 по 06.05.1985; с 14.09.1987 по 14.12.1987; с 23.02.1988 по 03.05.1988; с 19.08.1988 по 22.12.1988; с 10.02.1989 по 06.05.1989; с 01.10.1988 по 12.10.1989; с 20.03.1990 по 18.04.1990; с 22.07.1991 по 07.08.1991; с 17.09.1991 по 23.10.1991; с 06.08.1992 по 05.09.1992; с 11.08.1993 по 17.11.1993; с 01.02.1994 по 25.02.1994; с 15.04.1994 по 16.06.1994; с 17.08.1994 по 18.10.1994; с 17.07.1995 по 04.10.1995; с 29.01.1997 по 03.04.1997; с 05.05.1997 по 25.06.1997, с 13.06.1998 по 10.08.1998; с 08.07.1999 по 23.07.1999; с 14.07.2000 по 29.09.2000; с 17.06.2001 по 29.07.2001; с 18.06.2002 по 30.08.2002; с 26.08.2003 по 29.10.2003; с 29.06.2004 по 26.08.2004; с 17.07.2005 по 06.08.2005; с 13.07.2011 по 19.07.2011 в льготном исчислении.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска назначить Куликову Сергею Николаевичу досрочную страховую пенсию по старости соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24 июля 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска в доход соответствующего бюджета государственную пошлину 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю, выслушав объяснения представителей ответчика государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске Альховик Л.Н, Катареу Т.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения истца Куликова С.Н. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Куликов С.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском округе города Мурманска (далее - УПФР в Октябрьском округе г. Мурманска) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в льготный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 4 июля 2016 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением УПФР в Октябрьском округе
г. Мурманска от 5 августа 2016 г. в назначении досрочной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы на полевых геолого-разведочных работах, стаж работы на полевых геолого-разведочных, геофизических работах. С учётом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 г. указанный стаж составил 07 лет 11 месяцев 16 дней, при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев.
23 июля 2018 г. он вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии на основании статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также о включении в льготный стаж периода службы по призыву в рядах Советской Армии с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г.
Решением пенсионного органа от 6 сентября 2018 г. ему отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа на полевых геолого-разведочных работах, так как стаж работы на полевых геолого-разведочных, геофизических работах, стаж работы на полевых геолого-разведочных, геофизических работах (с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 г.) составил 06 лет 00 месяцев 11 дней, при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев. При этом двумя годами ранее, данный срок составлял 07 лет 11 месяцев 16 дней.
Просил суд признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от 6 сентября 2018 г. об отказе в назначении досрочной пенсии, обязать ответчика включить в льготный стаж период его службы в Советской Армии с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г, продолжительностью 2 года, а также период его работы в полевых условиях в 1988 году в размере равном 1 год 6 месяцев льготного стажа, определить его льготный стаж продолжительностью 8 лет 7 месяцев 25 дней и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости.
С учетом уточнения исковых требований истец просил суд обязать ответчика включить в его трудовой стаж в льготном исчислении периоды работы: с 11 мая 1984 г. по 26 сентября 1984 г.; с 8 апреля 1985 г. по 6 мая 1985 г.; с 14 сентября 1987 г. по 14 декабря 1987 г.; с 23 февраля 1988 г. по 3 мая 1988 г.; с 19 августа 1988 г. по 22 декабря 1988 г.; с 10 февраля 1989 г. по 6 мая 1989 г.; с 1 октября 1989 г. по 12 октября 1989 г.; с 20 марта 1990 г. по 18 апреля 1990 г.; с 22 июля 1991 г. по 7 августа 1991 г.; с 17 сентября 1991 г. по 23 октября 1991 г.; 6 августа 1992 г. по 5 сентября 1992 г.; с 11 августа 1993 г. по 17 ноября 1993 г.; с 1 февраля 1994 г. по 25 февраля 1994 г.; с 15 апреля 1994 г. по 16 июня 1994 г.; с 17 августа 1994 г. по 18 октября 1994 г.; с 17 июля 1995 г. по 4 октября 1995 г.; с 29 января 1997 г. по 3апреля 1997 г.; с 5 мая 1997 г. по 25 июня 1997 г, с 13 июня 1998 г. по 10 августа 1998 г.; с 8 июля 1999 г. по 23 июля 1999 г.; с 14 июля 2000 г. по 29 сентября 2000 г.; с 17 июня 2001 г. по 29июля 2001 г.; в исчислении 1 год за 1,5 года; обязать ответчика включить в его трудовой стаж периоды с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г.; с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г.; с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г.; с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г. по фактической продолжительности, в льготном исчислении и считать его стаж продолжительностью 8 лет 7 месяцев 25 дней.
Истец Куликов С.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.
Представители ответчика Лавренова Э.А, Катареу Т.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник УПФР в г.Мурманске (до реорганизации в форме присоединения и последующего переименования - УПФР в Октябрьском округе г.Мурманска) Колганова С.В, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что при определении льготного стажа истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, суд необоснованно применил суммирование различных льготных периодов работы.
Указывает, что порядок суммирования работ с особыми условиями труда определен в статье 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в основу которого положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и специальному трудовому стажу или присоединения большей льготы к меньшей льготе. Настаивает, что работы, выполнение которых давало право на пенсионные льготы по действовавшему до 1 января 1992 г. Списку N 2, утвержденному постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, и впоследствии были включены в пункт "е" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1, не предусмотрены пунктом "б" статьи 12 указанного закона и являются работами с одинаковыми условиями труда, в связи с чем эти работы не могут суммироваться в порядке статьи 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1.
Полагает, что к стажу истца на геолого-разведочных работах в полевых условиях до 1992 года в соответствии с пунктом "б" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 нельзя суммировать геолого-разведочные работы в полевых условиях с 1992 года в соответствии с пунктом "е" статьи 12 указанного закона, поскольку в указанные периоды Куликов С.Н. работал в одинаковых условиях труда.
Обращает внимание, что с 1 января 2002 г. суммирование стажа работы с тяжелыми условиями труда и стажа работы в экспедициях, партиях, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах возможно только если в результате такого суммирования стаж работы с особыми условиями труда составит не менее 12 лет 06 месяцев.
Отмечает, что в результате суммирования стаж работы истца с особыми условиями труда по Списку N 2 составит 3 года 10 месяцев. Документально подтвержденный стаж на полевых геолого-разведочных, геофизических работах с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 1 января 2002 г, учтенный до 31 декабря 2017 г. соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ составил 6 лет 1 месяц 24 дня, при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев.
Ссылаясь на пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, указывает, что период службы в Вооруженных Силах СССР может быть приравнен к работе по Списку N 2 в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы, в связи с чем период приравненной службы у истца составляет 01 год 07 месяцев 09 дней.
Обращает внимание, что периоды работы Куликова С.Н. с 11 мая 1984 г. по 26 сентября 1984 г, с 8 апреля 1985 г. по 6 мая 1985 г. засчитаны в стаж работы по Списку N 2 в календарном исчислении, так как истцом не представлены срочные трудовые договоры.
Считает, что периоды работы Куликова С.Н. в ОАО " ***" на полевых геолого-разведочных, геофизических работах с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г.; с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г.; с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г.; с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г, засчитаны в стаж льготном исчислении неправомерно, поскольку в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 января 2002 г. исчисление страхового стажа, в том числе стажа работы с особыми условиями труда, производится только в календарном исчислении, льготное исчисление стажа не применяется.
В возражениях на апелляционную жалобу Куликов С.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам. по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 33 указанного Закона предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и, имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5-7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона; к периодам работы, указанной в подпункте 6, периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5, 7, 9, 12.
В силу пункта 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года - как один год; работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.
Согласно пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Аналогичные положения содержались и в Разъяснениях от 8 января 1992 г. N 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235.
Как следует из материалов дела, Куликов С.Н, _ _ года рождения, обратился в УПФР в Октябрьском округе г.Мурманска с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Октябрьском округе г.Мурманска от 5 августа 2016 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах.
23 июля 2018 г. истец повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Октябрьском округе г.Мурманска
* от 6 сентября 2018 г. Куликову С.Н. вновь было отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа работы на полевых геолого-разведочных, геодезических работах, отсутствия необходимой продолжительности стажа с тяжелыми условиями труда.
Документально подтвержденный стаж, учтенный по 17 апреля 2018 г. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составил 32 года 03 месяца 25 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 30 лет 03 месяца 09 дней, при требуемом не менее 15 календарных лет; стаж на работах с тяжелыми условиями труда - 3 года 09 месяцев 13 дней (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 1 января 2002 г. и периода прохождения военной службы) при требуемом не менее 9 лет.
Документально подтвержденный стаж, учтенный по 31 декабря 2017 г, исчисленный в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", с поэтапным применением законодательства в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - страховой стаж составил 31 год 00 месяцев 09 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера - 27 лет 11 месяцев 25 дней, при требуемом не менее 15 календарных лет; стаж работы на полевых геолого-разведочных, геофизических работах (с учетом льготного исчисления периодов работы в РКС до 1 января 2002 г.) составил 06 лет 11 месяцев 16 дней, при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами отказных пенсионных дел на имя Куликова С.Н. * и *.
Из трудовой книжки истца следует, что Куликов С.Н. 11 мая 1984 г. принят в Интинскую ГРЭ ПГО "Полярноуралгеология" на период прохождения производственной практики на должность техника геолого-разведочной партии, уволен 26 сентября 1984 г. по окончанию производственной практики; 8 апреля 1985 г. принят в ОАО "Полярноуралгеология"... на должность техника на геолого-разведочных работах на полевые работы, уволен 6 мая 1985 г. в связи с призывом в ряды Советской Армии; в период с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г. Куликов С.Н. проходил службу в Советской Армии; с 27 июля 1987 г. по 19 июля 2011 г. работал в ОАО " ***".
Согласно справке ОАО " ***" от 24 августа 2018 г. * Куликов С.Н. с 27 июля 1987 г. по настоящее время работает в ОАО " ***" в должностях техника, техника-геолога 2, 1 категории, геолога 2, 1 категории, ведущего геолога, ведущего геолога - руководителя проекта, начальника партии. В указанный период времени Куликов С.Н. принимал участие в технологических процессах в партии непосредственно на полевых геолого-разведочных и буровых работах с полным рабочим днем, во время которых дополнительно к заработной плате начислялось полевое довольствие и районный коэффициент, так как работы проводились в районах Крайнего Севера.
Периоды работы истца с 14 сентября 1987 г. по 14 декабря 1987 г, с 23 февраля 1988 г. по 3 мая 1988 г.; с 19 августа 1988 г. по 22 декабря 1988 г.; с 10 февраля 1989 г. по 6 мая 1989 г.; с 1 октября 1989 г. по 12 октября 1989 г.; с 20 марта 1990 г. по 18 апреля 1990 г. предусмотрены подразделом "б" раздела II Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173.
Также в справке указано, что работа истца в период с 22 июля 1991 г. по 7 августа 1991 г.; с 17 сентября 1991 г. по 23 октября 1991 г.; 6 августа 1992 г. по 5 сентября 1992 г.; с 11 августа 1993 г. по 17 ноября 1993 г.; с 1 февраля 1994 г. по 25 февраля 1994 г.; с 15 апреля 1994 г. по 16 июня 1994 г.; с 17 августа 1994 г. по 18 октября 1994 г.; с 17 июля 1995 г. по 4 октября 1995 г.; с 29 января 1997 г. по 3 апреля 1997 г.; с 5 мая 1997 г. по 25 июня 1997 г, с 13 июня 1998 г. по 10 августа 1998 г.; с 8 июля 1999 г. по 23 июля 1999 г.; с 14 июля 2000 г. по 29 сентября 2000 г.; с 17 июня 2001 г. по 29 июля 2001 г.; с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г.; с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г.; с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г.; с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г. даёт право на льготную пенсию по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая заявленный спор, руководствуясь приведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе уточняющие справки работодателя, сведения трудовой книжки, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для включения в льготном исчислении в специальный стаж истца по Списку N 2 путем суммирования периодов работы с 11 мая 1984 г. по 26 сентября 1984 г.; с 8 апреля 1985 г. по 6 мая 1985 г.; с 14 сентября 1987 г. по 14 декабря 1987 г.; с 23 февраля 1988 г. по 3 мая 1988 г.; с 19 августа 1988 г. по 22 декабря 1988 г.; с 10 февраля 1989 г. по 6 мая 1989 г.; с 1 октября 1989 г. по 12 октября 1989 г.; с 20 марта 1990 г. по 18 апреля 1990 г.; с 22 июля 1991 г. по 7 августа 1991 г.; с 17 сентября 1991 г. по 23 октября 1991 г, а также периодов работы непосредственно на полевых геолого-разведочных работах с 6 августа 1992 г. по 5 сентября 1992 г.; с 11 августа 1993 г. по 17 ноября 1993 г.; с 1 февраля 1994 г. по 25 февраля 1994 г.; с 15 апреля 1994 г. по 16 июня 1994 г.; с 17 августа 1994 г. по 18 октября 1994 г.; с 17 июля 1995 г. по 4 октября 1995 г.; с 29 января 1997 г. по 3 апреля 1997 г.; с 5 мая 1997 г. по 25 июня 1997 г, с 13 июня 1998 г. по 10 августа 1998 г.; с 8 июля 1999 г. по 23 июля 1999 г.; с 14 июля 2000 г. по 29 сентября 2000 г.; с 17 июня 2001 г. по 29 июля 2001 г.
При этом суд исходил из применения льготного порядка исчисления периодов работы непосредственно в полевых условиях продолжительностью от полугода до года - за год работы, менее полугода - по фактической ее продолжительности, и, учитывая, что работа истца в вышеуказанные периоды проходила в районах Крайнего Севера, пришел к выводу о том, что специальный стаж в названные периоды подлежит исчислению в льготном порядке - в полуторном размере (год работы за полтора).
Кроме того, установив, что периоду службы Куликова С.Н. в Вооруженных Силах СССР предшествовала и следовала за окончанием службы работа с тяжелыми условиями труда, суд первой инстанции обязал ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период службы истца в армии по призыву с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным судом обстоятельствам, положениям статей 12, 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1, пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, пунктов 4, 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, разъяснениям, приведенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Оценивая доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что в силу Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. при суммировании стажа работы на полевых геолого-разведочных работах (пункт 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") со стажем по Списку N 2 (пункт 2 части 1 статьи 30 указанного Закона) и назначении пенсии по Списку N 2 не применяется правило о снижении возраста в соответствии с абзацем вторым пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно, в силу пункта 3 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516, при суммировании стажа работ по Списку N 2 со стажем работ по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" назначение пенсии по Списку N 2 с уменьшением общеустановленного возраста невозможно.
Вместе с тем, в силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2002 г, суммирование работ по этим Спискам (работы по пункту "б" с работой по пункту "е" статьи 12 указанного Закона) предусматривалось без таких ограничений.
При этом пунктом "б" статьи 12 указанного Закона были предусмотрены работы по Списку N 2 и назначение пенсии как при наличии специального стажа 12 лет 06 месяцев для мужчин, так и с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, а пунктом "е" была предусмотрена работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных работах и назначение пенсии только при наличии полной продолжительности специального стажа (12 лет 06 месяцев для мужчин) без уменьшения общеустановленного возраста, то есть аналогично правилам статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Исходя из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, при определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального стажа), имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования, то есть исчисление периодов до 01 января 2002 г, засчитываемых в страховой стаж и специальный стаж может производиться с учетом правил и норм Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г.
N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный стаж для указанной даты.
В Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде иных его определений Конституционный Суд Российской Федерации указал, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Поскольку спорные периоды работы истца приходятся на время действия закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г, исходя из положений Постановления Конституционного суда Российской Федерации N 2-П от 29 января 2004 г, указанных разъяснений постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации, к спорным правоотношениям подлежит применению положения данного Закона.
В соответствии со статьей 133.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" время выполняемых до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 г. право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 указанного Закона.
В пункте 13 Указаний Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет", разъяснялось, что следует иметь в виду, что в соответствии с Законом от 20 ноября 1990 г. не могут назначаться пенсии в связи с особыми условиями труда с уменьшением возраста при неполном специальном трудовом стаже гражданам, занятым на работах, предусмотренных пунктами "в"-"к" статьи 12 Закона.
Однако, если до 1 января 1992 г. какая-либо из этих работ была предусмотрена в Списке N 2, а в настоящее время эта работа включена в пункты "д" - "и" и граждане выработали на 1 января 1992 г. не менее половины льготного стажа, то вопрос о праве на пенсию таким гражданам может быть рассмотрен в соответствии с частью II пункта "б" статьи 12 Закона.
Принимая во внимание, что ранее действовавшим законодательством предусматривалось назначение пенсии с уменьшением возраста, при этом спорные периоды работы истца с 11 мая 1984 г. по 31 декабря 1991 г. засчитывались в специальный стаж по Списку N 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, однако в связи с введением нового закона выполняемая истцом работа с 1 января 1992 г. предусматривалась пунктом "е" статьи 12 закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и не была включена в Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденными Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в силу положений статьи 13 указанного Закона такие периоды работы подлежали суммированию и вопрос о праве на пенсию таким гражданам мог быть рассмотрен в соответствии с частью II пункта "б" статьи 12 Закона.
Приведенный ответчиком в апелляционной жалобе довод о том, что к стажу истца на геолого-разведочных работах в полевых условиях до 1992 года в соответствии с пунктом "б" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 нельзя суммировать геолого-разведочные работы в полевых условиях с 1992 года в соответствии с пунктом "е" статьи 12 указанного закона, поскольку в указанные периоды Куликов С.Н. работал в одинаковых условиях труда, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Как правильно указал суд первой инстанции, из содержания статьи 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не имеется оснований полагать, что тот факт, что условия труда истца с 1 января 1992 г. не потерпели изменения, а лишь изменилось их правовое регулирование, исключает возможность применения такого суммирования и снижения возраста.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно произвел суммирование стажа истца по Списку N 2 с 11 мая 1984 г. по 23 октября 1991 г. со стажем геолого-разведочных полевых работ с 6 августа 1992 г. по 5 сентября 1992 г.; с 11 августа 1993 г. по 17 ноября 1993 г.; с 1 февраля 1994 г. по 25 февраля 1994 г.; с 15 апреля 1994 г. по 16 июня 1994 г.; с 17 августа 1994 г. по 18 октября 1994 г.; с 17 июля 1995 г. по 4 октября 1995 г.; с 29 января 1997 г. по 3 апреля 1997 г.; с 5 мая 1997 г. по 25 июня 1997 г, с 13 июня 1998 г. по 10 августа 1998 г.; с 8 июля 1999 г. по 23 июля 1999 г.; с 14 июля 2000 г. по 29 сентября 2000 г.; с 17 июня 2001 г. по 29 июля 2001 г.
Порядок исчисления периодов геолого-разведочных работ в таком же порядке, что и в пункте 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516, предусматривался пунктом "е" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", то есть период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода - по фактической ее продолжительности.
Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г.
N 340-1, подлежащей применению к спорным правоотношениям с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, предусмотрен льготный порядок исчисления при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона периодов работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере.
С учетом изложенного, рассматривая вопрос об условиях работы истца в спорные периоды до 2002 года непосредственно в полевых условиях в районах Крайнего Севера, суд пришел к правильному выводу о том, что при учете специального стажа в названные периоды следует применить коэффициент 1,5, поскольку пенсионное законодательство не содержит запрета на применение двух льгот, и применение одной из них не исключает применения другой.
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 предусмотрено, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Поскольку имеющийся у Куликова С.Н. стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, превышает продолжительность периода службы в армии с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1987 г, судом правомерно на ответчика возложена обязанность включить указанный период в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 в полном объеме.
Доводы ответчика в жалобе о том, что период службы в Вооруженных Силах СССР, который может быть приравнен к работе по Списку N 2 у истца составляет 01 год 07 месяцев 09 дней, судебной коллегией отклоняется как не соответствующий обстоятельствам дела, основанный на неверном толковании закона.
Также не могут быть приняты во внимание и ссылки ответчика в жалобе на то, что периоды работы Куликова С.Н. с 11 мая 1984 г. по 26 сентября 1984 г, с 8 апреля 1985 г. по 6 мая 1985 г. подлежат учету в стаж работы по Списку N 2 в календарном исчислении ввиду отсутствия срочных трудовых договоров, поскольку как было выше указано в соответствии со статьей 94 Закона Российской Федерации N 340-1, подлежащей применению к спорным правоотношениям с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, периоды работы в районах Крайнего Севера засчитываются в стаж, дающий право на досрочную пенсии, в льготном исчислении - год за полтора.
Произведя расчет специального стажа истца в полуторном размере при применении льготного исчисления периодов, предусматривающих учет стажа от полугода до года за год работы, менее полугода - по фактической ее продолжительности, суд обоснованно установил, что льготный стаж работы истца составляет более половины льготного стажа, предусмотренного пунктом "б" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г.
N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (то есть более 6 лет 3 месяцев).
Проверив произведенный судом расчет стажа на основании представленного пенсионным органом справочного расчета судебная коллегия установила, что специальный стаж работы истца с учетом включения в специальный стаж по Списку N 2 периода службы в армии с 8 мая 1985 г. по 7 мая 1985 г. (2 года) и суммирования периодов работы по Списку N 2 до 1992 года с периодами геолого-разведочных работ непосредственно в полевых условиях до 2002 года, при исчислении периода геолого-разведочных работ более полугода в 1988 году (с 23 февраля по 3 мая, с 19 августа по 22 декабря 1988 г.) за год работы, периодов работы в районах Крайнего Севера (включая вышеуказанный) до 2002 года в полуторном исчислении, составил более 7 лет 6 месяцев, а именно 8 лет 00 месяцев 11 дней.
При таком положении, поскольку, стаж работы истца в районах Крайнего Севера более 30 лет, страховой стаж истца превышает 32 года, с учетом наличия специального стажа более 7 лет 6 месяцев, вывод суда о наличии у истца права в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного возраста на 3 года, то есть с 52 лет, которого истец достиг 24 июля 2018 г, является обоснованным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Установив наличие условий для досрочного назначения пенсии, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика назначить Куликову С.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 24 июля 2018 г.
Выводы суда в указанной части мотивированы в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что периоды работы Куликова С.Н. в ОАО " ***" на полевых геолого-разведочных работах с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г.; с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г.; с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г.; с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г, засчитаны судом в специальный стаж в льготном исчислении неправомерно.
Положения статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1, предусматривавшие льготное (полуторное) исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера утратили свою силу с 1 января 2002 г. с введением в действие Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Нормы указанного Федерального закона, как и положения действующего с 1 января 2015 г. Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривают с 1 января 2002 г. исчисление страхового стажа, в том числе стажа работы с особыми условиями труда, за периоды работы после только в календарном исчислении, льготное исчисление стажа за периоды работы, имевшие место после 1 января 2002 г, не применяется.
Кроме того, исходя из положений пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости N 516, суммирование вышеуказанных периодов работы к работам по Списку N 2 не может быть произведено, поскольку у истца отсутствует специальный стаж в полном размере (12 лет 06 месяцев).
Таким образом, в указанной части решение суда подлежит отмене как постановленное при неправильном применении норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Куликова С.Н. о включении вышеуказанных периодов в специальный стаж в льготном исчислении.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к изложению фактических обстоятельств дела, и тех доводов, которые были исследованы судом и получили надлежащую оценку при разрешении спора, основаны на субъективном ошибочном толковании норм права, не опровергают выводы суда и не содержат правовых оснований для отмены решения в остальной части.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен судом по правилам статей 88, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 7 мая 2019 г. отменить в части удовлетворения требований Куликова Сергея Николаевича о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г.; с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г.; с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г.; с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г, принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы с 18 июня 2002 г. по 30 августа 2002 г.; с 26 августа 2003 г. по 29 октября 2003 г.; с 29 июня 2004 г. по 26 августа 2004 г.; с 17 июля 2005 г. по 6 августа 2005 г.; с 13 июля 2011 г. по 19 июля 2011 г. Куликову Сергею Николаевичу - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.