Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Киселевой Е.А.
Исаевой Ю.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело * по исковому заявлению прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области, администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенсгкого района Мурманской области об устранении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области
на решение Печенгского районного суда Мурманской области от 24 июля 2019 г, по которому постановлено:
"исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области, администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района Мурманской области о возложении обязанности по организации работы по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории п. Никель - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Печенгский район Мурманской области в срок до 01 октября 2020 года организовать работу по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории п. Никель, а именно:
- оборудовать тротуар либо пешеходную дорожку на участке с км 0 +120 по км 0 +206 автотранспортной дороги по ул. Первомайская;
- оборудовать тротуар либо пешеходную дорожку на участке с км 0+000 по км 0+255 внутриквартальной дороги от развилки в районе между домами 33 и 35 по проспекту Гвардейский, вокруг дома 37,
- оборудовать пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника вдоль тротуара на участке с км 0+255 по км 0+348 внутриквартальной дороги от развилки в районе между домами 33 и 35 по проспекту Гвардейский, вокруг дома 37,
- оборудовать пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника вдоль тротуара на участке с км 0+320 по 0+500 автотранспортной дороги по улице Сидоровича,
- оборудовать тротуар либо пешеходную дорожку на участке с км 0+500 по 0 +806 автотранспортной дороги по улице Сидоровича,
- оборудовать тротуар либо пешеходную дорожку на участке с км 0+000 по 0+228 внутриквартальной дороги от дома 5 по ул. Спортивная до дома 9 по улице Бредова.
Обязать администрацию муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района обеспечить финансирование и осуществить контроль за выполнением указанных работ по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории п. Никель".
Заслушав доклад председательствующего, возражения относительно доводов жалобы прокурора отдела прокуратуры Мурманской области Бурлакова И.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Печенгского районного суда Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области, администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенсгкого района Мурманской области об устранении нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование указал, что по результатам проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в части исполнения требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог в пгт Никель Печенского района Мурманской области, выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Выявленные в ходе обследования нарушения в части несоблюдения требований по обустройству дороги, свидетельствуют о неисполнении делегированных администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области обязанностей по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования.
Полагал, что бездействие ответчиков создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью населения.
Просил суд обязать администрацию муниципального образования Печенгский район Мурманской области организовать работу по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории поселения Никель, а именно:
- оборудовать тротуар либо пешеходную дорожку на участке с км 0 +120 по км 0 +206 автотранспортной дороги по ул.Первомайская;
- оборудовать тротуар либо пешеходную дорожку на участке с км 0+000 по км 0+255 внутриквартальной дороги от развилки в районе между домами 33 и 35 по проспекту Гвардейский, вокруг дома 37,
- оборудовать пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника вдоль тротуара на участке с км 0+255 по км 0+348 внутриквартальной дороги от развилки в районе между домами 33 и 35 по проспекту Гвардейский, вокруг дома 37,
- оборудовать пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника вдоль тротуара на участке с км 0+320 по 0+500 автотранспортной дороги по улице Сидоровича,
- оборудовать тротуар либо пешеходную дорожку на участке с км 0+500 по 0 +806 автотранспортной дороги по улице Сидоровича,
- оборудовать тротуар либо пешеходную дорожку на участке с км 0+000 по 0+228 внутриквартальной дороги от дома 5 по ул. Спортивная до дома 9 по улице Бредова.
Обязать Администрацию муниципального образования городское поселение Никель обеспечить финансирование и контроль за выполнением указанных работ.
В судебном заседании помощник прокурора Печенского района Курлыкова О.С. просила иск удовлетворить, уточнив исковые требования в части срока выполнения работ до 01.10.2020.
Представители ответчиков администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области Дедушев Я.В. и администрации муниципального образования городское поселение Никель Печенсгкого района Мурманской области Бажко А.А, представляющая также интересы третьего лица МБУ "Управление делами органов местного самоуправления г.п.Никель Печенгского района Мурманской области" иск не признали.
Представитель третьего лица ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области Лукьянов К.С. полагал заявленные требования обоснованными.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных к администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области требований.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Соглашением о передаче администрации Печенгского района части полномочий администрации городского поселения Никель Печенгского района по решению вопросов местного значения от 12 декабря 2018 г. N б/н полномочия в части дорожной деятельности по проектированию, реконструкции и содержанию автомобильных дорог администрацией муниципального образования Печенский район Мурманской области не принимались, в связи с чем подлежат исполнению администрацией муниципального образования городского поселения Никель.
Кроме того, отмечает, что согласно ГОСТ Р52398 на дорогах IV и V категорий обустройство тротуаров не является обязательным.
Считает неправильным вывод суда о нарушении требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории пг Никель.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Печенгского района Мурманской области Курлыкова О.С. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г.п.Никель Печенгского района Мурманской области полагает доводы жалобы обоснованными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители администрации МО Печенский район Мурманской области, просившей о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, администрации МО городское поселение Никель Печенсгкого района Мурманской области, ОМВД России по Печенгскому району Мурманской области, МБУ "Управление делами органов местного самоуправления городского поселения Никель Печенгского района Мурманской области", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу части 4 статьи 6 названного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Аналогичные положения содержат пункты 3, 5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения
В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст, установлены требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения, а именно в соответствии с пунктом 4.5.1.1 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.; 4.5.1.2 в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений; 4.5.1.3 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны; 4.5.1.9 в населенных пунктах городского типа вдоль тротуара устраивают пешеходные ограждения или сплошную посадку кустарника, отделяющего пешеходов от проезжей части. Высота кустарника должна быть не менее 0,8 м.
Все предъявленные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, автотранспортная дорога по улице Первомайская, внутриквартальная дорога от развилки между домами 33 и 35 по проспекту Гвардейский, вокруг дома 37, автотранспортная дорога по улице Сидоровича, внутриквартальная дорога от дома 5 по улице Спортивная до дома 9 по улице Бредова входит в состав Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района, утвержденного постановлением администрации муниципального образования городское поселение Никель от 29 декабря 2018 г. N 135.
Прокуратурой Печенгского района Мурманской области проведен проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно проведено обследование вышеуказанных дорог совместно с ОГИБДД России по Печенгскому району Мурманской области и администрацией муниципального образования городское поселение Никель, в результате которого составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда 28 мая 2019 г.
Из указанного акта следует, что:
- на участке с км 0+120 по км 0+206 автотранспортной дороги по ул. Первомайская, в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар либо пешеходная дорожка;
- на участке с км 0+000 по км 0+255 внутриквартальной дороги от развилки в районе между домами 33 и 35 по проспекту Гвардейский, вокруг дома 37, в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар либо пешеходная дорожка,
- на участке с км 0+255 по км 0+348 внутриквартальной дороги от развилки в районе между домами 33 и 35 по проспекту Гвардейский, вокруг дома 37 в нарушение п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствуют пешеходные ограждения или сплошная посадка кустарника вдоль тротуара;
- на участке с км 0 +320 по 0+500 автотранспортной дороги по улице Сидоровича в нарушение п. 4.5.1.9 ГОСТР Р 52766-2007 отсутствуют пешеходные ограждения или сплошная посадка кустарника вдоль тротуара;
- на участке с км 0 +500 по 0 +806 автотранспортной дороги по улице Сидоровича в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар либо пешеходная дорожка;
-на участке с км 0+000 по 0+228 внутриквартальной дороги от дома 5 по ул. Спортивная до дома 9 по улице Бредова в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар либо пешеходная дорожка.
Кроме того, установлено, что предусмотренные проектами организации дорожного движения от 2014 г. тротуары или пешеходные дорожки на автомобильных дорогах г.п. Никель по улице Сидоровича и улице Первомайской, отсутствуют.
Разрешая требования прокурора, установив указанные фактические обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, проанализировав положения Устава городское поселение Никель Печенсгкого района Мурманской области, Соглашения о передаче администрации Печенгского района части полномочий администрации городского поселения Никель Печенгского района по решению вопросов местного значения от 12 декабря 2018 г. N б/н, и пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 и 4.5.1.9 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N270-ст, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки и фототаблицей.
Возлагая на администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области обязанность устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории п. Никель, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области фактически переданы функции по капитальному ремонту (ремонту) и строительству автомобильных дорог общего пользования, включая инфраструктуру автомобильных дорог в пределах выделенных на эти цели финансовых средств (межбюджетных трансферов).
Устанавливая срок устранения выявленных прокуратурой нарушений до 1 октября 2020 г, суд первой инстанции исходил из требований статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание доводы истца и возражения ответчиков в данной части.
Срок, установленный для исполнения решения суда, по мнению судебной коллегии, является разумным и достаточным для выполнения администрацией муниципального образования возложенных на нее обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в оспариваемом решении, оснований для признания их неправильными судебная коллегия не усматривает.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселение и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах выделенных на эти цели финансовых средств (межбюджетных трансфертов) возложена на администрацию муниципального образования Печенский район Мурманской области (пункты 2.1.5, 3.3.3. Соглашения о передаче администрации Печенгского района части полномочий администрации городского поселения Никель Печенгского района по решению вопросов местного значения от 12 декабря 2018 г. N б/н).
В целях решения данного вопроса администрацией муниципального образования Печенский район Мурманской области подлежат исполнению полномочия по капитальному ремонту (ремонту) и строительству автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, включая инфраструктуру автомобильных дорог (пункт 2.2.28 Соглашения).
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода, относятся работы по устройству недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями (подпункт "в" подпункта 4 пункта 4 приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402).
В этой связи доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации Печенгского района полномочий на выполнение соответствующих работ, приводившиеся также в суде первой инстанции и отклоненные по изложенным в решении мотивам, не опровергают выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика относительно того, что спорные участки дороги относятся к IV и V категории, следовательно, наличие тротуаров для нее не предусмотрено, также не могут повлечь отмену решения суда.
В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, на который ссылается ответчик, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах с I, II, III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Положение данного пункта не содержит в себе запрета устраивать на дорогах IV и V категории тротуары и пешеходные дорожки. Требованиями ГОСТ категоризация дорог используется для целей установления дополнительных оснований к их оборудованию тротуарами. В связи с чем доводы ответчика о том, что строительство тротуара на дороге, отнесенной к IV и V категории, не предусмотрено, не основаны на нормах права, поскольку необходимость в тротуарах в данном случае обусловлена дорожной ситуацией, что учтено судом первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд, возлагая обязанность по обустройству тротуаров на спорных участках дороги, обоснованно исходил из того, что они проходят в границах пг Никель, в связи с чем имеется угроза для жизни и здоровья граждан, поскольку отсутствие тротуаров может повлечь дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов и тяжесть их последствий.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с законными и обоснованными выводами суда, повторяют процессуальную позицию стороны ответчиков, получившую надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном постановлении. Обстоятельств и фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
При таком положении решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Печенгского районного суда Мурманской области от 24 июля 2019 г, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Печенский район Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.