Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Киселевой Е.А.
Исаевой Ю.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-829/2019 по иску Слузова Сергея Владимировича к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения, зачете стажа, восстановлении на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя Слузова Сергея Владимировича - Антипиной Любови Валерьевны на
решение Североморского районного суда Мурманской области от 1 июля 2019 г, которым постановлено:
"Исковые требования Слузова Сергея Владимировича к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об оспаривании решения, зачете стажа, восстановлении на учете нуждающихся - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Исаевой Ю.А, объяснения представителя Слузова С.В. - Антипиной Л.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Слузов С.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны Российской Федерации) об оспаривании решения, зачете стажа, восстановлении на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В обоснование указал, что решением ответчика от 7 сентября 2018 г. N * он снят с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства - город Санкт-Петербург, в связи с недостаточной продолжительностью его военной службы.
Полагал указанное решение незаконным, поскольку стаж его военной службы, с учетом работы в органах МВД, превышает 10 лет, в связи с чем ему не может быть отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, что подтверждается решением Архангельского гарнизонного военного суда о возложении на ФГКУ "Западрегионжилье" Минобороны Российской Федерации обязанности по принятию истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства - город Санкт-Петербург, а также апелляционным определением Северного флотского военного суда от 25 февраля 2015 г. по делу N *, которым командующий Северным флотом обязан уволить его с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Решением территориального отделения в Архангельской области - г. Архангельск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N * он был восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства - г. Санкт-Петербург, как уволенный по льготному основанию - в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Уточнив в последующем исковые требования, просил признать незаконным решение ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны Российской Федерации 7 сентября 2018 г. о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, восстановить на учете, включив в стаж военной службы стаж службы в органах МВД.
Определением суда от 13 мая 2019 г. к участию в деле качестве соответчика привлечено федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Северного флота" в лице филиала "2 Финансово-экономическая служба" (далее - филиал ФКУ "ОСК Северного флота" - "2 ФЭС").
В судебном заседании истец Слузов С.В, извещенный надлежащим образом, не участвовал.
Представитель истца Антипина Л.В. в судебном заседании на удовлетворении иска, с учетом уточнений, настаивала.
Представитель ответчика ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны Российской Федерации Дорошенко Л.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика филиала ФКУ "ОСК Северного флота" - "2 ФЭС", извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассматривать дело в свое отсутствие, оставив вопрос о разрешении исковых требований на усмотрение суда.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Слузова С.В. - Антипина Л.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование приводит доводы о несогласии с выводами суда об отказе в удовлетворении иска, полагая их незаконными и необоснованными.
Указывает, что вступившим в законную силу решением Архангельского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2014 г. истец восстановлен на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г. Санкт-Петербурге, при этом в стаж его военной службы судом зачтен стаж службы в органах МВД.
Полагает, что поскольку указанное решение суда в установленном законом порядке не отменено, по правилам статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не пересматривалось, основания для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения у ответчика отсутствовали.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Слузов С.В, представители ответчиков ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны Российской Федерации, филиала ФКУ "ОСК Северного флота" - "2 ФЭС", извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в том числе, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
К военнослужащим, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих), относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 г, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пункту 13 названной статьи Закона о статусе военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона (абзац 2 пункта 1 статьи 23 Закона о статусе военнослужащих).
В соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", по смыслу пункта 2 статьи 10 Закона о статусе военнослужащих, общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. Законодательство Российской Федерации не предусматривает, например, возможности зачета службы в органах внутренних дел в общую продолжительность военной службы для предоставления отпуска по личным обстоятельствам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Слузов С.В. в период с 16 ноября 1992 г. по 30 мая 1994 г. проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации.
С 21 июня 2013 г. проходил военную службу по контракту в должности старшего пожарного поисково-спасательной группы дивизиона (аварийно-спасательных работ) электромеханической боевой части экипажа корабля войсковой части 20458 Северного флота, г. Северодвинск Архангельской области.
Приказом командующего Северным флотом от 7 мая 2015 г. N * уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с зачислением в запас.
Приказом командующего Северным флотом от 26 мая 2015 г. N * с 19 июня 2015 г. Слузов С.В. исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения.
В период с 23 сентября 1994 г. по 30 мая 2008 г. истец проходил службу в Управлении внутренних дел по Архангельской области в различных должностях.
На момент исключения истца из списков личного состава воинской части 19 июня 2015 г. его выслуга в календарном исчислении составила 14 лет 04 месяца, при этом продолжительность военной службы составила 3 года 6 месяцев 12 дней.
Решением ФГКУ "Северрегионжилье" (территориальное отделение в Архангельской области - г. Архангельск) от 19 мая 2014 г. N * Слузов С.В. на основании решения Архангельского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2014 г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На основании заявления Слузова С.В. 18 ноября 2014 г. ему была изменена форма обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Решениями ФГКУ "Северрегионжилье" (территориальное отделение в Архангельской области - г. Архангельск): от 4 августа 2015 г. N * Слузов С.В. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; от 1 декабря 2015 г. N * восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; от 7 сентября 2018 г. N * снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку не имеет надлежащей выслуги лет и не может быть обеспечен жилищной субсидией.
Разрешая спор, проанализировав приведенные выше положения законодательства и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны Российской Федерации обязанности восстановить Слузова С.В. не учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма по избранному месту жительства.
Исходя из вышеприведенных норм для реализации военнослужащим права на жилище, одним из необходимых условий при увольнении с военной службы является достижение общей продолжительности именно военной службы 10 лет и более.
Суд исходил из того, что общая продолжительность военной службы истца составляет менее 10 лет, необходимых для возникновения права на предоставление жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, подробно мотивированными в обжалуемом решении, оснований для их переоценки, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
Как правильно указано судом, служба в органах внутренних дел не может быть включена в общий стаж военной службы для реализации военнослужащим права на жилище, поскольку действующим законодательством такая возможность не предусмотрена.
Правомерно судом отклонены ссылки стороны истца на положения Правил исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку указанными положениями законодательства предусмотрена возможность зачета службы в органах внутренних дел Российской Федерации исключительно для определения размера надбавки за выслугу лет и размера пенсионного обеспечения.
Верно не усмотрел суд и оснований для применения в данном случае положения, предусмотренных пунктом 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, поскольку порядок зачета работы в МВД в стаж военной службы предусмотрен лишь для решения военнослужащим жилищного вопроса посредством получения жилищного сертификата, в то время как истцом заявлено требование о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на решение Архангельского гарнизонного военного суда от 9 апреля 2014 г, которым аналогичное решение ФГКУ "Западрегионжилье" от 7 марта 2014 г. признано незаконным, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, указанным решением суда требования о включении периода работы в МВД в стаж военной службы для обеспечения истца жилым помещением не разрешались и не рассматривались, предметом спора явился отказ ФГКУ "Западрегионжилье" в постановке истца на учет нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения им военной службы. При рассмотрении дела суд исходил из того, что Слузов С.В. как военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, обеспечен жильем по месту прохождения военной службы менее установленных норм, жилья в избранном им месте для проживания - г. Санкт-Петербург, у него не имеется.
Более того, проверка наличия оснований для предоставления военнослужащему жилого помещения может проводиться уполномоченным органом не только при принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, а в течение всего времени нахождения данного военнослужащего на таком учете.
При этом в случае выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, или утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, военнослужащий с учета снимается, что прямо предусмотрено пунктом 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал Слузову С.В. в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку доказательств, исследованных судом первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не влекут отмены решения суда.
Нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 1 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Слузова Сергея Владимировича - Антипиной Любови Валерьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.