Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Науменко Н.А.
судей
Самойленко В.Г.
Федоровой И.А.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Погребняк Елены Степановны, Сухих Григория Григорьевича, Исаенко Марии Андреевны к обществу с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" о защите прав потребителей, взыскании убытков
по апелляционной жалобе представителя Погребняк Елены Степановны, Сухих Григория Григорьевича, Исаенко Марии Андреевны - Шеина Ивана Михайловича на
решение Североморского районного суда Мурманской области от 16 мая 2019 г, которым в удовлетворении иска Погребняк Елены Сергеевны, Сухих Григория Григорьевича, Исаенко Марии Андреевны к обществу с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" о защите прав потребителей отказано.
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А, выслушав объяснения представителя Погребняк Е.С, Сухих Г.Г, Исаенко М.А. - Шеина И.М, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения относительно доводов жалобы представителя ООО "Североморскжилкомхоз" Романовой Н.Н, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Погребняк Е.С, Сухих Г.Г, Исаенко М.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Североморскжилкомхоз" (далее - ООО "Североморскжилкомхоз") о защите прав потребителей, взыскании убытков.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме...
Исполнителем коммунальной услуги "отопление" является АО "Мурманэнергосбыт" (далее - АО "МЭС"), управление многоквартирным домом осуществляет ООО "Североморскжилкомхоз".
С 17 декабря 2015 г. в многоквартирном доме установлены и введены в эксплуатацию два узла учета тепловой энергии, которые являются общедомовым имуществом, содержание которого обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Ответчик ООО "Североморскжилкомхоз" с момента ввода узла учета тепловой энергии в эксплуатацию в рамках договора управления обязан был проводить поверку приборов учета с составлением акта, обеспечить передачу отчетов о теплопотреблении; не реже одного раза в год осуществить проверку работоспособности узла учета; оформлять результаты проверки актом; ежемесячно снимать показания приборов учета с занесением их в журнал.
Кроме того, управляющая организация обязана предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, в том числе сообщать о сверхнормативном потреблении тепловой энергии, предлагать и согласовывать как профессиональный участник рынка с собственниками МКД меры энергоэффективности для снижения потребления и потерь тепла.
Вместе с тем, ответчик не выполнял вышеуказанные мероприятия в период 2016 - 2017 годов.
В результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей по содержанию общедомового имущества, ответчик причинил истцам убытки в размере оплаченной ими стоимости сверхнормативного потребления тепловой энергии в 2016 году: Сухих Г.Г. в сумме 16933 рубля 99 копеек, Погребняк Е.С. - 12925 рублей 46 копеек, Исаенко М.А. - 16961 рубль 26 копеек.
21 сентября 2018 г. Сухих Г.Г. и Исаенко М.А. обратились к ответчику с претензией компенсировать понесенные ими убытки и произвести перерасчет платы за услуги по содержанию общедомового имущества, письмом от 01 ноября 2018 г, ответчик отказал в удовлетворении претензии.
Просил взыскать с ООО "Североморскжилкомхоз" убытки: в пользу Сухих Г.Г. в размере 16933 рубля 99 копеек, в пользу Погребняк Е.С. - 12925 рублей 46 копеек, в пользу Исаевой М.А. - 16961 рубль 26 копеек; обязать произвести перерасчет платы за содержание общего имущества за период с 1 января 2016 г. по 1 января 2018 г. до полного освобождения от нее; взыскать в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, а также штраф за отказ добровольно удовлетворить требования потребителей.
Истцы Сухих Г.Г, Погребняк Е.С, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Ранее в судебном заседании Сухих Г.Г. заявленные исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика в его пользу плату за содержание общедомового имущества за период с 1 января 2016 г. по 1 января 2018 г. в размере 6751 рубль 51 копейка.
Истец Исаенко М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала.
Представитель истцов Шеин И.М. в судебном заседании просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика ООО "Североморскжилкомхоз" Решетняк А.С. и Романова Н.Н. в судебном заседании иск не признали.
Представители третьего лица АО "Мурманэнергосбыт" Калашников Д.Н, Секирин А.В. в судебном заседании исковые требования полагали необоснованными.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Мурманской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился.
Представители третьих лиц Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Бальон В.Д, Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск Рябинина Ю.А, в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставили на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ООО "ЕРЦ", уведомленного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе с учетом представленных к ней дополнений представитель Погребняк Е.С, Сухих Г.Г, Исаенко М.А. - Шеин И.М, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы приводит обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим иском.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции, о том, что для перерасчёта платы за содержание общедомового имущества необходимо подтвердить ненадлежащее содержание внутридомовых инженерных сетей системы отопления которое привело к предоставлению услуги отопления с нарушением температурного режима в жилом помещении и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, противоречит положениям статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Обращает внимание, что в пункте 5.9 договора управления, заключённого между сторонами, согласовано, что управляющая организация несёт ответственность за качество и объём услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества. При этом иных ограничений ответственности за нарушение качества и объёмов услуг, применительно к данному делу, договор не содержит, не содержит таких ограничений и закон.
Считает, что само по себе отсутствие утверждённого законом порядка проведения перерасчёта за услугу "содержание общедомового имущества" не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Настаивает на том, что выводы Государственной жилищной инспекции Мурманской области, изложенные в материалах выездной проверки, замечания поставщика тепловой энергии при обследовании готовности общедомовой системы отопления и ГВС подтверждают факты ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств в спорный период.
Отмечает, что судом первой инстанции установлен факт отсутствия в системе горячего водоснабжения автоматического регулятора температуры, установка которого является обязательной. Гарантийным письмом в адрес АО "МЭС" ответчик обязался в 2016 году установить в доме истцов регулятор температуры, однако не выполнил данную обязанность, что свидетельствует о недобросовестности его поведения.
Полагает вывод суда о том, что для установки автоматического регулятора температуры на систему горячего водоснабжения необходимо проводить общее собрание собственников, основан на неверном толковании норм права, поскольку данный терморегулятор изначально присутствовал при постройке дома, предусмотрен его проектом, в силу закона установка терморегулятора должна осуществляться в рамках текущего ремонта системы ГВС.
Указывает, что перерасход домом тепловой энергии сверх норматива в 2016 году был вызван высокими теплопотерями, которые стали возможны в связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по надлежащему содержанию общедомового имущества.
Отмечает, что предписаниями АО "МЭС" от 15 апреля 2016 г. N 08/5944, от 10 апреля 2017 г. N1-49-00/7195, от 16 апреля 2018 г. были зафиксированы одни и те же недостатки системы ГВС и отопления, что подтверждает полное бездействие ответчика на протяжении трёх лет по качеству оказываемых услуг по содержанию общедомового имущества.
Настаивает на том, что в 2016 и 2017 годах ответчик не исполнил обязанности по регулировке и наладке системы отопления, что фиксировалось в предписаниях АО "МЭС", доказательств обратного ответчик не привёл, и суд первой инстанции не установил.
По мнению заявителя, вывод суда об отсутствии у ответчика обязанности сообщать жителям сведения о потреблённой домом тепловой энергии и возложение этой обязанности на ресурсоснабжающую организацию противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 и постановлению Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Ссылаясь на положения пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отмечает, что ответчиком в 2016 - 2017 годах не разрабатывался план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, собственником проведение таких мер не предлагалось.
Отмечает, что собственники жилых помещений не были уведомлены ответчиком об установке в их доме общедомового прибора учёта, в связи с чем истцы были лишены возможности предпринять меры энергоэффективности по дому, контролировать деятельность управляющей компании в этом вопросе.
Относительно апелляционной жалобы представителем ООО "Североморскжилкомхоз" Романовой Н.Н. представлены возражения, содержащие просьбу об оставлении постановленного судом решения без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истцы Погребняк Е.С, Сухих Г.Г, Исаенко М.А, представители третьих лиц АО "Мурманэнергосбыт", Государственной жилищной инспекции Мурманской области, Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, ООО "ЕРЦ", извещенные о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 статьи 161, статья 162 ЖК РФ).
На основании пункта 10 Правила N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе: сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества включает в себя в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов "и, к" пункта 11 Правил N 491.
При этом исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положение об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В силу того, что эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии является элементом содержания общего имущества, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по эксплуатации прибора учета тепловой энергии закреплена положениями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в силу системного анализа норм жилищного законодательства реализуется через выбранный способ управления МКД, мероприятия по эксплуатации общедомового прибора учета и своевременному устранению выявленных несоответствий следует отнести к текущим обязательным работам и услугам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; проверку, ремонт и замену приборов учета.
Согласно пункту 33 Правил N 1034 узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
В соответствии с пунктом 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В соответствии с пунктом 66 Правил N 1034 при приемке узла учета в эксплуатацию проверяется соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам N 1034; наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается соответствующий акт (пункт 67 Правил N 1034).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Погребняк Е.С. и Исаенко М.А. являются собственниками жилых помещений * и * соответственно, Сухих Г.Г. до _ _ являлся собственником жилого помещения * в многоквартирном доме... (том 1 л.д.16, 38, том 2 л.д. 100).
АО "Мурманэнергосбыт" на основании распоряжения Правительства Мурманской области от 15 июня 2011 г. N 210-РП "О создании единой теплоснабжающей организации на территории Мурманской области" является ресурсоснабжающей организацией, производящей коммунальные ресурсы (горячая вода), используемые для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме...
Управление указанным многоквартирным домом с 1 июня 2015 г. осуществляет ООО "Североморскжилкомхоз", на основании договора управления от 27 мая 2015 г. (том 2 л.д.6-12).
29 апреля 2014 г. между ОАО "Мурманэнергосбыт" и ЗАО "Теплоэнергомонтаж" заключен договор N 011-568, по условиям которого ЗАО "Теплоэнергомонтаж" осуществило проектирование, комплектацию, монтаж и пуско-наладочные работы, связанные с установкой узла учета тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме по адресу:... (том 1 л.д.103-109, 112).
Согласно приложению N 7 к договору от 29 апреля 2014 г. N 011-568 представителями заказчика АО "Мурманэнергосбыт" и исполнителя ЗАО "Теплоэнергомонтаж" подписаны акты о приемке выполненных работ по монтажу приборов учета (узла тепловой энергии) (том 1 л.д.126-127).
17 декабря 2015 г. составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии в многоквартирном доме... (ТП N 1 и ТП N 2), подписанные представителями АО "Мурманэнергосбыт", ЗАО "Автоматика-Сервс", КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск. Согласно указанным актам дата поверки приборов 17 апреля 2015 г, дата следующей поверки 17 апреля 2019 г. (том 2 л.д.83, 84).
06 сентября 2017 г. между АО "Мурманэнергосбыт" и ООО "Североморскжилкомхоз" подписан акт приема-передачи оборудования узла учета тепловой энергии, смонтированного в соответствии с проектом в многоквартирном доме по адресу:.., ТП N1, 2 в объеме спецификации проекта УУТЭ, а также копий технических документов к ним (том 2 л.д.67).
28 декабря 2017 г. комиссией в составе представителей АО "Мурманэнергосбыт" и КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск составлены акты периодической проверки узла учета тепловой энергии потребителя в многоквартирном доме по адресу:.., ТП N1, 2, в которых отражены недостатки, препятствующие нормальному функционированию УУТЭ, по результатам проверки сделан вывод о том, что узлы учета тепловой энергии считаются пригодными для коммерческого учета тепловой энергии (том 4 л.д.33-34, 35-36).
17 октября 2018 г. главным инженером АО "Мурманэнергосбыт" утверждены акты периодической проверки готовности к эксплуатации узла учета тепловой энергии потребителя по адресу:.., ТП N1, 2, на основании которых узлы учета тепловой энергии допущены к эксплуатации до 17 апреля 2019 г. (том 2 л.д.85, 86).
Обращаясь в суд с заявленным иском о взыскании с ответчика убытков, истцы сослались на то, что управляющая организация надлежащим образом не выполняла мероприятия по эксплуатации узла учета тепловой энергии в период 2016-2017 годов, не предоставляла потребителям необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, в том числе о сверхнормативном потреблении тепловой энергии, не согласовывала с собственниками МКД меры энергоэффективности для снижения потребления и потерь тепла.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, и пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании с ответчика убытков.
Оснований не согласиться с таким выводом суда, который достаточно обоснован, соответствует установленным по делу обстоятельствам, согласуется с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения сторон, по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" на исполнителя возложена обязанность своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о работах и услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании части 7 статьи 12 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с абзацем 7 пункта 2, пунктами 8, 9 Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем может выступать в том числе соответствующая ресурсоснабжающая организация на основании договоров холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 69 Правил N 354 собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в платежном документе наряду с другими сведениями указываются: объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
На основании подпункта "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" настоящих Правил, принимать не позднее 26-го числа текущего месяца в порядке, определенном договором приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, показания такого прибора учета от управляющей организации, товарищества или кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом, и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Согласно пункту 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 данных Правил.
На основании пункта 80 Правил N 1034 в срок, установленный договором, потребитель или уполномоченное им лицо передает теплоснабжающей организации отчет о теплопотреблении, подписанный потребителем.
Не реже 1 раза в год, а также после очередной (внеочередной) поверки или ремонта проверяется работоспособность узла учета, а именно: а) наличие пломб (клейм) поверителя и теплоснабжающей организации; б) срок действия поверки; в) работоспособность каждого канала измерений; г) соответствие допустимому диапазону измерений для прибора учета фактических значений измеряемых параметров; д) соответствие характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных (пункт 91 Правил N 1034).
На основании пунктов 92, 93 Правил N 1034 результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
Оценка отклонения показателей качества теплоснабжения и теплопотребления от величин, указанных в договоре, осуществляется на основании показаний приборов учета, входящих в состав узла учета, установленного у потребителя, или переносных средств измерений. Применяемые средства измерений должны быть поверены. Отсутствие соответствующих измерений служит основанием для отклонения претензий потребителя по качеству тепловой энергии, теплоносителя.
На основании пункта 149 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность за: нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
Согласно пункту 154 Правил N 354 под убытками понимаются расходы, которые потребитель, чьи права нарушены, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
По общему правилу по требованиям о взыскании убытков обстоятельствами подлежащими доказыванию, являются: противоправность действие (бездействие) ответчика, факт и размер понесенных убытков, причинная связь между действиями ответчика и возникшими убытками истца. При недоказанности одного из указанных обстоятельств иск о возмещении убытков не подлежит удовлетворению.
Давая правовую оценку доводам сторон, суд правомерно исходил из отсутствия в деле доказательств причинной связи между ненадлежащей эксплуатацией управляющей организацией узла учета тепловой энергии в период с 2016 года по 2017 год и возникшими у истцов убытками в виде оплаты стоимости потребленной тепловой энергии, поскольку в данном случае истцами в спорный период применительно к положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата произведена за фактическое принятое количество тепловой энергии.
При этом, как правильно указал суд, установленные в ходе мероприятий по муниципальному жилищному контролю отдельные нарушения правил содержания общедомового имущества (в виде частичного отсутствия тепловой изоляции, замены чугунных задвижек на стальные и т.д.), не свидетельствуют о возникновении сверхнормативного потребления тепловой энергии, что подтверждается в том числе и объяснениями представителя АО "Мурманэнергосбыт".
Проверяя доводы истцов в части не доведения до них информации о сверхнормативном потреблении тепловой энергии, предложений и согласования с собственниками многоквартирного дома мер энергоэффективности для снижения потребления и потерь тепла, как основание для возмещения убытков и не соглашаясь с ними, суд первой инстанции, исходя из положений пунктов 2, 8, 9, 69 Правил N 354, обоснованно указал на то, что ответчик не является исполнителем коммунальной услуги "отопление", следовательно у него отсутствует обязанность информирования собственников о показаниях приборов учета тепловой энергии, поскольку обязанность отражать показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, возложена в данном случае на ресурсоснабжающую организацию.
Проверяя доводы стороны истцов о том, что ответчик не разработал и не довел до сведения собственников помещений многоквартирного дома предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые посчитал заслуживающими внимания, но которые не влекут удовлетворения исковых требований о взыскании убытков, суд первой инстанции правильно указал на то, что исходя из положений статей 36, 45 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решения об установке указанных терморегуляторов и финансировании этих работ отнесено исключительно к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в порядке, установленном Жилищном кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что информация о возможности установки терморегуляторов до сведения собственников была доведена АО "МЭС" в 2016-2017 годах путем размещения на досках объявлений в подъезде дома... с указанием перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов), как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов.
Указанные обстоятельства подтверждаются наличием подписей лиц, проживающих в доме...
При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из достоверной осведомленности истцов о возможности установки терморегуляторов и, как следствие, наличии возможности снизить потребление и потери тепла, между тем, собственниками многоквартирного дома общее собрание по данному вопросу проведено не было, решение об установке терморегуляторов не принято.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно указал, что неисполнение собственниками жилого помещения своей обязанности по проведению общего собрания для решения вопроса об установке терморегуляторов не может возлагать на ответчика обязанность по компенсации убытков, связанных с оплатой стоимости потребленной тепловой энергии.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно того, что установка регулятора температуры на систему горячего водоснабжения относится к текущему ремонту системы ГВС и для решения указанного вопроса не требуется проведение общего собрания собственников многоквартирного дома, основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих данные правоотношения.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества включается, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В силу пункта 5 указанных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 6 названных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из анализа выше приведенных положений Правил следует, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.).
Приложением N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда определено, что к перечню работ, относящихся к текущему ремонту водопровода, канализации, горячего водоснабжения относятся только установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях.
В то же время, в соответствии с Приложением N 8 к указанным Правилам работы по автоматизации и диспетчеризации отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования, установке приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание относятся к работам производимым при капитальном ремонте жилищного фонда.
Регуляторы температуры горячего водоснабжения предназначены для поддержания постоянства температуры на теплофикационных объектах и для защиты от опорожнения при интенсивном водоразборе или аварийной ситуации в открытых или закрытых системах горячего водоснабжения. После монтажа регуляторов температуры горячего водоснабжения происходит уменьшение расхода тепловой энергии путем снижения расхода теплоносителя и уменьшаются теплопотери, снижается нагрузка на трубопроводы и арматуры за регулятором и повышается их эксплуатационный ресурс, следовательно, изменяются технико-экономические показателя функционирования здания. Данный прибор является средством автоматизации системы горячего водоснабжения, который улучшает показатели системы горячего водоснабжения. Установка регулятора температуры системы горячего водоснабжения производится в соответствии с проектной документацией, которая согласуется с ресурсоснабжающей организацией, при этом само изделие подлежит сертификации.
При этом ни Правила и нормы технической эксплуатации жилого фонда, ни Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, ни договор оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту многоквартирного дома не возлагают на управляющую компанию обязанность по установке и введению в эксплуатацию регулятора температуры системы горячего водоснабжения в рамках мероприятий по содержанию и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников относится принятие решения о капитальном ремонте общего имущества; об использовании фонда капитального ремонта.
При указанных обстоятельствах с учетом приведенных правовых норм, вопреки доводам апелляционной жалобы, терморегулятор является общим имуществом многоквартирного дома, в связи с чем суд первой инстанции правильно указал на то, что работы по его установке могут быть проведены только по решению собственников данного многоквартирного дома, которое, как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось истцом, собственники многоквартирного дома не принимали.
Разрешая спор в части перерасчета платы за услуги по содержанию общедомового имущества вплоть до освобождения и отказывая истцам в иске в указанной части, суд первой инстанции правильно исходил из того, что истцами не доказан факт ненадлежащего предоставления коммунальных услуг (превышения допустимой температуры в жилом помещении и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность), поскольку соответствующих актов, подтверждающих производство замеров с использованием приборов соответствующих стандартам ГОСТ, а также методики производства замеров, суду не представлено, как и иных относимых, достоверных и достаточных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда в указанной части и их противоречии положениям статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", направлен на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Согласно пункту 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 6 Правил N 491 предусматривает, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.
Устанавливая такой порядок, Правительство Российской Федерации в пункте 15 Правил определило, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ должен отражаться в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно пункту 16 Правил составляется в порядке, который установлен правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 104 Правил установлено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее по тексту - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Из анализа указанных положений действующего законодательства следует, что факт ненадлежащего качества услуг подтверждается документально, основным документом, подтверждающим факт предоставления коммунальных услуг или услуг, выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества либо факт неоказания указанных услуг является акт, составленный на основании обращения собственника жилого помещения в организацию, осуществляющую техническое обслуживание многоквартирного дома (аварийно-диспетчерскую службу) либо в иную службу, указанную исполнителем услуг.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность представить доказательства в подтверждение факта выполнения работ или оказания услуг ненадлежащего качества лежит на истцах.
Акты о невыполнении работ, о выполненных работах ненадлежащего качества, составленные надлежащим образом и в установленном порядке, за спорный период в материалах дела отсутствуют.
Между тем, значимым для правильного разрешения спора обстоятельством является выяснение состава предоставляемых потребителю услуг и стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Надлежащих доказательств, указывающих периоды, в течение которых работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не предоставлялись либо предоставлялись ненадлежащего качества, а также стоимости конкретных оказанных ответчиком некачественных работ (услуг) истцами суду не представлено.
При этом заявления истцов в адрес ответчика об устранении недостатков не могут являться бесспорным доказательством факта предоставления ответчиком услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что определенный Правилами порядок установления факта предоставления услуг ненадлежащего качества истцами был соблюден, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества суду представлены не были, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания начисления истцам платы за период с 1 января 2016 г. по 1 января 2018 г. за содержание общего имущества в спорный период неправомерным.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы о несогласии с выводами суда в данной части при отсутствии надлежащих доказательств в подтверждение факта выполнения работ или оказания услуг ненадлежащего качества на правильность выводов суда не влияет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание выводы государственной жилищной инспекции, которые подтверждают факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств в спорный период, направлен на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Поскольку в удовлетворении основных требований отказано, то производные от основных требования о взыскании штрафа, компенсации морального вреда, судом оставлены без удовлетворения. Апелляционная жалоба не содержит доводов о несогласии с решением суда в указанной части.
При таких обстоятельствах решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие стороны подателя апелляционной жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 16 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Погребняк Елены Степановны, Сухих Григория Григорьевича, Исаенко Марии Андреевны - Шеина Ивана Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.