Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Брандиной Н.В.
судей
Исаевой Ю.А.
Федоровой И.А.
при секретаре
Шороновой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быстролетова А. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске о перерасчете страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Быстролетова А. В. на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 июня 2019 г, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Быстролетова А. В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске о защите пенсионных прав отказать.".
Заслушав доклад председательствующего судьи Брандиной Н.В, выслушав объяснения представителя Быстролетова А.В. - Арабули Д.Д, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Быстролетов А.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске (далее - ГУ - УПФ в г. Мурманске) о перерасчете страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что с 12 декабря 2016 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В период времени с 19 января 1996 г. по 11 января 2000 г. истец работал вахтовым методом с суммированным учетом рабочего времени в Арктической нефтегазоразведочной экспедиции ПГО "Архангельскгеология" в должности оператора котельной установки и в ЗАО "Арктикнефть" в должности оператора котельной 4 разряда с выработкой годовой нормы часов, на острове Колгуев (острова Северного Ледовитого океана, Баренцево море). В период работы ему начислялась и выплачивалась заработная плата с районным коэффициентом 2,0.
При перерасчете пенсии с 1 ноября 2018 г. по его заявлению от 26 октября 2018 г. пенсионный орган не принял отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,9, с указанием на то, что такое отношение за одинаковый период времени за 1996-1999 гг. составило 1,671, при максимально возможной величине 1,9.
Ранее на его обращение с заявлением о разъяснении расчета размера пенсии ответчик сообщил, что отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени за 24 месяца 2000-2001 гг. составило 1,813.
Полагал решение ответчика незаконным.
Указал, что продолжительность каждой вахты на о. Колгуев в морях Северного Ледовитого океана составляла не менее одного месяца и к заработной плате начислялся коэффициент 2,0. Кроме того, по состоянию на 1 января 2002 г. он проживал в районах Крайнего Севера и стаж работы при выходе на пенсию составлял не менее требуемых 15 лет.
Просил суд обязать ответчика установить отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,9 и произвести перерасчет пенсии с 12 декабря 2016 г.
Истец Быстролетов А.В. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца Арабули Д.Д. в судебном заседании просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ - УПФ в г. Мурманске Альховик Л.Н. иск не признала.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Быстролетов А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на обстоятельства, послужившие основанием для обращения с настоящим иском в суд, приводит доводы о том, что суд первой инстанции, применяя пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", проигнорировал требования Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (зарегистрировано в Минюсте России 13 февраля 2019 г. N 53775), согласно которым органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, находящихся в распоряжении иных государственных органов, за исключением документов и сведений, предусмотренных частью 6 статьи 7 указанного Федерального закона.
Отмечает, что до настоящего времени ГУ - УПФ РФ в Октябрьском административном округе г. Мурманска не предоставил документ с указанием применённого размера районного коэффициента.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ - УПФ в г. Мурманске Когут В.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Быстролетов А.В, представитель ответчика ГУ - УПФ в г. Мурманске, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного постановления по доводам жалобы.
С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Определяя в законе основания и условия назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости, в том числе исчисления расчетного размера пенсии при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 указанного Закона.
Согласно пункту 3 статьи 30 данного Закона отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается размер не свыше 1,2.
Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, установлено более высокое, чем для других граждан, соответствующее соотношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, учитываемое при оценке пенсионных прав, а именно:
- не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
- не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
- не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
Исчисление продолжительности периодов трудовой или иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Аналогичные разъяснения о порядке применения положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Быстролетов А.В, _ _ года рождения, с 12 декабря 2016 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2003 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 20 октября 1999 г. истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.
Из дела также следует, что при назначении истцу пенсии с 12 декабря 2016 г, пенсионный орган по требованию истца, изложенному в заявлении от 17 ноября 2016 г, для определения расчетного размера учел заработок истца за 24 месяца работы в 2000-2001 г.г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из предоставленных Быстролетовым А.В. в материалы пенсионного дела справок следует, что в указанный период времени он осуществлял трудовую деятельность в дочернем предприятии "Станция Мурманск" Октябрьской железной дороги, на территории Мурманской области.
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отношение среднемесячного заработка Быстролетова А.В. к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени за 24 месяца 2000-2001 гг. составило 1,813.
26 октября 2018 г. Быстролетов А.В. обратился в ГУ - УПФ РФ в Октябрьском административном округе г. Мурманска с заявлением о перерасчете пенсии в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях", представив справки о заработной плате за периоды работы вахтово-экспедиционным методом с 1996-1999 гг. в ЗАО "Арктикнефть" и в Арктической нефтегазоразведочной экспедиции ПГО "Архангельскгеология" на островах Северного Ледовитого океана (о. Колгуев).
Распоряжением ГУ - УПФ в Октябрьском административном округе г. Мурманска от 29 января 2019 г. N * Быстролетову А.В. произведен перерасчет страховой пенсии в сторону увеличении с 1 ноября 2018 г. бессрочно, с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени за 1996-1999 гг. в размере 1,671. Распоряжением от 29 января 2019 г. N * Быстролетову А.В. произведена индексация размера страховой пенсии с 1 января 2019 г. бессрочно.
Истец, полагая, что пенсия должна быть рассчитана ему с применением среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,9, обратился в суд с иском о перерасчете пенсии с 12 декабря 2016 г.
Разрешая возникший спор, правильно проанализировав положения действующего законодательства, с учетом установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что основания для перерасчета истцу размера пенсии с учетом отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,9 с 12 декабря 2016 г. отсутствуют.
Судебная коллегия находит выводы суда законными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о несогласии с выводами суда об отсутствии оснований для перерасчета пенсии с момента её назначения с 12 декабря 2016 г. с учетом применения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в размере 1,9, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Порядок перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ, регламентирован в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 г. (далее - Правила).
Согласно пункту 47 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании пункта 48 Правил заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору заявителя.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. При этом заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов, перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Из представленных к заявлению от 26 октября 2018 г. справок о заработной плате от 13 марта 2017 г. N *, от 28 марта 2017 г. N *, выданных АО "Архангельское геологическое предприятие" (ранее Арктической нефтегазоразведочной экспедиции ПГО "Архангельскгеология") усматривается, что с 1996 года по 1998 год заработная плата истца начислялась с применением районного коэффициента 2,0, поскольку работа истца проходила на островах Северного Ледовитого океана (о. Колгуев); из справок о заработной плате от 27 февраля 2017 г. N *, от 16 сентября 2016 г. N *, выданных АО "Арктикнефть" (ранее - ЗАО "Арктикнефть") усматривается, что с 1998 года по 1999 год заработная плата истца начислялась с применением районного коэффициента 2,0, поскольку работа истца проходила на островах Северного Ледовитого океана, Баренцева моря (о. Колгуев).
Иных документов на перерасчет пенсии Быстролетовым А.В. в пенсионный орган не предоставлялось.
При перерасчете страховой пенсии в сторону увеличения с 1 ноября 2018 г. по представленным Быстролетовым А.В. выше указанным справкам о заработной плате, пенсионным органом было установлено, что отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени за 1996-1999 гг. составило 1,671, (при максимально возможной величине 1,9), поскольку из представленных к заявлению о перерасчете документов о трудовой деятельности, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени не достигает максимальной величины 1,9.
Достоверных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, стороной истца в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду первой инстанции не представлено, не содержит таких доказательств и апелляционная жалоба.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал правомерной позицию пенсионного органа в том, что отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за одинаковый период времени за 1996-1999 гг. не может быть установлено Быстролетову А.В. в максимальном размере 1,9.
Кроме того, из материалов дела следует, что с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости истец обратился 26 октября 2018 г, в связи с чем ответчик правомерно произвел перерасчет размера пенсии с учетом вновь представленных документов со следующего месяца, то есть с 1 ноября 2018 г.
Разрешая требования истца о перерасчете пенсии с учетом представленных справок, подтверждающих его работу на островах Северного Ледовитого океана (о. Колгуев) с момента ее назначения с 12 декабря 2016 г, суд также правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения иска в указанной части, так как из заявления Быстролетова А.В. от 17 ноября 2016 г. следует, что он проинформирован об условиях установления отношения среднемесячных заработков в повышенном размере и условиях перерасчета пенсии, а также обязался представить справки о заработной плате после назначения пенсии.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пенсионным органом переоценка прав Быстролетова А.В. при определении повышенного размера соотношения заработков произведена ответчиком с 1 ноября 2018 г. в установленном законом порядке, с учетом представленных заявителем документов.
При таком положении судебная коллегия находит верным вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что на пенсионном органе лежит обязанность самостоятельно запрашивать сведения, необходимые для предоставления государственной услуги по установлению размера страховой пенсии, с учетом вышеприведенных норм и их буквального толкования, выводы суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном понимании положений закона, поскольку как указано выше, действующим законодательством обязанность по предоставлению документов о заработной плате возложена на лицо, обратившееся за назначением (перерасчетом) пенсии, на дату назначения (перерасчета) пенсии указанные справки у истца отсутствовали, истцом ходатайств о направлении пенсионным органом запросов в компетентные органы о среднемесячном заработке за 1996-1999 гг, не заявлялось.
Таким образом, принимая во внимание, что перерасчет размера пенсии носит заявительный характер, суд пришел к правильному выводу о том, что переоценка прав Быстролетова А.В. произведена ответчиком в установленном законом порядке, с учетом представленных заявителем документов.
В целом доводы жалобы о праве истца на перерасчет пенсии не опровергают выводов суда, не содержат указания на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, по существу основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку обстоятельств, которые исследовались судом первой инстанции и которым дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела, поэтому не могут являться основанием для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого по делу решения, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Быстролетова А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.