Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В,
судей Соскал О.М, Ойдуп У.М,
при секретаре Ооржак Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по иску Канзана А.О. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя истца Достай-оол М.Т. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 июля 2019 года,
установила:
Канзан А.О. обратился в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение, ссылаясь на то, что он отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с февраля 2015 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Между тем по настоящее время жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушены жилищные права, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Истец просил обязать ответчика предоставить на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории г. Кызыла общей площадью не менее 12 кв.м, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом, с согласия Канзана А.О, произведена замена ненадлежащего ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на надлежащего ответчика - Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 июля 2019 года иск Канзана А.О. удовлетворен частично. Суд обязал Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Канзану А.О. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории муниципального района "Пий-Хемский кожуун" Республики Тыва площадью не ниже установленных социальных норм применительно к данному населенному пункту, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям. В удовлетворении части иска о предоставлении жилого помещения на территории городского округа г. Кызыла отказано.
Представитель истца Достай-оол М.Т, действующая по доверенности, с решением суда не согласилась в части, указывая на то, что Канзан А.О. просил предоставить жилое помещение на территории в г. Кызыла, однако суд обязал ответчика предоставить жилое помещение в Пий-Хемском кожууне. Суд не учел то, что истец окончил школу в 2014 г. в г. Кызыле, постоянно проживает и зарегистрирован в г. Кызыле. То, что истец первично поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории Пий-Хемского кожууна не может служить основанием для отказа в предоставлении жилья в г. Кызыле.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Канзан А.О, ** года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отец ** умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - **. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 12).
**.
Уведомлением от 25 февраля 2015 года Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва сообщило истцу, что решением от 17 февраля 2015 года он включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Пий-Хемского района.
Из регистрационно-контрольной карточки следует, что Канзан А.О. был поставлен на очередь для предоставления жилья 17 февраля 2015 года, порядковый N.
Разрешая возникший спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что истец имеет право на предоставление ему жилого помещения, которое на день рассмотрения дела не предоставлено. Суд обязал предоставить жилое помещение на территории Пий-Хемского района, поскольку там истец был поставлен на учет для предоставления жилья, и решением комиссии по принятию решений о включении (отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем от 10 июля 2019 года истцу отказано в переводе очереди из Пий-Хемского района в г. Кызыл. Кроме того, суд указал на то, что истец был зарегистрирован в г. Кызыле после подачи иска в суд, поэтому требование истца в части предоставления жилого помещения в г. Кызыле суд оставил без удовлетворения.
Судебная коллегия находит, что выводы суда в части предоставления истцу жилого помещения на территории Пий-Хемского кожууна неправильными по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
В части 1 статьи 8 Закона Республики Тыва "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области государственной социальной защиты семьи и детства (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
В силу п. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних, достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Сведений о наличии у истца жилого помещения не имеется. **
Суд первой инстанции в решении сделал вывод о том, что г. Кызыл не является местом жительства истца, но при этом не указал, где именно находится его место жительства.
Из материалов дела следует, что истец проживал в г. **, учился в МБОУ ** с 2009 по 2014 годы, которую и окончил, что подтверждается справкой **. В настоящее время истец арендует квартиру **. Обратное не доказано.
Разрешая спор, суд исходил из того, что истец был зарегистрирован в Кызыле после подачи иска в суд, однако, судебная коллегия полагает, что его регистрация в Пий-Хемском кожууне носит формальный характер.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Вывод суда о том, что жилое помещение подлежит предоставлению на территории Пий-Хемского района, поскольку там истец был поставлен на учет для предоставления жилья, и решением комиссии по принятию решений о включении (отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем от 10 июля 2019 года истцу отказано в переводе очереди из Пий-Хемского района в г. Кызыл, является ошибочным, поскольку противоречит действующему законодательству. Единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
С учетом вышеизложенного вывод суда о том, что истец не имеет права на обеспечение жилым помещением на территории г. Кызыла, не может быть признан правильным, поэтому решение суда подлежит в этой части изменению, в остальной части без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 июля 2019 года изменить, абзац второй резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции: "Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Канзану А.О. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории городского округа "город Кызыл" Республики Тыва площадью не ниже установленных социальных норм применительно к данному населенному пункту, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям".
Абзац третий резолютивной части решения суда исключить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 ноября 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.