Пояснительная записка к проекту федерального закона
"Об ответственности за нарушения в сфере налично-денежного
обращения"
Установление правил деятельности в сфере налично-денежного обращения без закрепления норм об ответственности за нарушения этих правил не способствует эффективности правового регулирования.
В статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено положение о том, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона и иных правовых актов. Согласно статье 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
В настоящее время отсутствует закон, распространяющий единый порядок работы с денежной наличностью, установленный Банком России, как на юридических лиц различных организационно-правовых форм и форм собственности, так и на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что не способствует должному порядку в данной сфере.
Банк Poccии, устанавливая в соответствии с предоставленными ему полномочиями правила налично-денежного обращения и порядок ведения кассовых операций, не вправе определить ответственность хозяйствующих субъектов (кроме кредитных организаций) за весь спектр правонарушений в этой области. Установлены правила, но не закреплена ответственность. В сложившейся ситуации представляется необходимым принятие законопроекта по установлению на федеральном уровне ответственности за нарушения в сфере налично-денежного обращения.
Учитывая то, что санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и должны соответствовать принципу соразмерности при возложении ответственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции"), в проекте федерального закона предлагается оптимальный размер санкций.
Принятие законопроекта потребует отмены пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Иные законы и нормативные правовые акты не потребуют отмены, изменения или дополнения. Реализация законопроекта не потребует других дополнительных финансовых затрат.
Принятие предлагаемого законопроекта будет способствовать развитию положительных тенденций в социально-экономической и политической деятельности, дисциплинировать предприятия и предпринимателей в сфере налично-денежного обращения, снижать уровень правонарушений в работе с денежной наличностью.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"Об ответственности за нарушения в сфере налично-денежного
обращения"
Для реализации настоящего Федерального закона не потребуется дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных актов, отмены, изменения, дополнения, или принятия
которых потребует реализация Федерального закона "Об ответственности
за нарушения в сфере налично-денежного обращения"
Принятие данного федерального закона потребует отмены пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
Член Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации |
А.П.Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.