Дата вступления в законную силу - 2 ноября 2019 г.
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В,
при секретаре Мельниковой А.В,
с участием прокурора Чершкуте Я.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2019 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению Клюевой Е.В. о признании недействующими пункта... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26 декабря 2016 года N 533 "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", пункта... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года N 274 "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость",
установил:
приказом Министерства экономики Республики Коми от 26 декабря 2016 года N 533 "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", определен на 2017 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ размещен в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" http://www.law.rkomi.ru, 28 декабря 2016 года и официально опубликован в издании "Бюллетень органов государственной власти Республики Коми", 12 января 2017 года, N 1, ст. 34.
В пункт... названного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером.., расположенное по адресу: "Адрес обезличен"
Приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года N 274 "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", определен на 2018 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ опубликован в сетевом издании "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" law.rkomi.ru, 28 декабря 2017 года, на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, 28 декабря 2017 года.
В пункт... названного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером.., расположенное по адресу: "Адрес обезличен"
Клюева Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26 декабря 2016 года N 533 "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", пункта... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года N 274 "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", которыми в названные Перечни включено нежилое помещение с кадастровым номером.., расположенное по адресу: "Адрес обезличен". В обоснование заявленных требований указано, что истец в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "Адрес обезличен", которое было внесено в пункты... и... оспариваемых в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год и 2018 год соответственно. Между тем указанное нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень на 2017 год и Перечень на 2018 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, незаконно возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Административный истец Клюева Е.В. в судебном заседании не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель административного истца Клюевой Е.В. - Кулаго М.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Министерства экономики Республики Коми и Министерства финансов Республики Коми Гусейнова Г.И.г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом, опубликованы в установленном законом порядке и не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования городского поселения "Емва", надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела своего представителя для участия в судебном заседании не направила.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца Клюевой Е.В. - Кулаго М.Ю, представителя административных ответчиков Министерства экономики Республики Коми и Министерства финансов Республики Коми Гусейнову Г.И.г, заслушав заключение прокурора Чершкуте Я.В, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Республики Коми от 27 октября 2014 года N 123-РЗ "О единой дате начала применения на территории Республики Коми порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой определено 1 января 2015 года (статья 1).
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Распоряжением Правительства Республики Коми от 26.11.2014 N 398-р "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство экономического развития Республики Коми было определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указом Главы Республики Коми от 03.11.2015 N 115 "Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми" Министерство экономического развития Республики Коми переименовано в Министерство экономики Республики Коми.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 27.07.2017 N 356-р внесены изменения в распоряжение Правительства Республики Коми от 26.11.2014 N 398-р, согласно которым Министерство финансов Республики Коми с 27.07.2017 определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
К полномочиям Министерства экономики Республики Коми и Министерства финансов Республики Коми в силу пунктов 2 и 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, распоряжения Правительства Республики Коми от 26.11.2014 N 398-р "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Коми по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" также были отнесены функции по направлению перечня в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещение указанного перечня на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 5 Законом Республики Коми от 04.11.2002 N 101-РЗ "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых приказов), нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах "Республика", "Коми му", в журнале "Бюллетень органов государственной власти Республики Коми" либо первое размещение (опубликование) в сетевом издании в порядке, установленном Правительством Республики Коми (статья 8 названного Закона).
Сетевое издание "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором в соответствии с Законом Республики Коми "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию" размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, договоры Республики Коми, соглашения органов государственной власти Республики Коми, нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми и наделенных правом нормативного правового регулирования в соответствующей области, а также иные правовые акты, документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (Постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2014 N 124 "О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации").
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акта приняты уполномоченными органами в установленной форме, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации не наделен.
Законом Республики Коми от 24 ноября 2003 года N 67-РЗ "О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми" (в редакции, действовавшей на момент определения перечней объектов недвижимого имущества на 2017 и 2018 годы) такая особенность (по площади) установлена только в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, следовательно, в отношении иных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без особенностей.
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент определения перечня объектов недвижимого имущества на 2016 год) признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации слова "которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости" заменены словами ", разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости,".
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Судом установлено и подтверждается техническим паспортом, составленным филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Коми по состоянию на "Дата обезличена" года и экспликацией к нему, что нежилое помещение с кадастровым номером.., общей площадью 71,1 кв. м, расположено на 1 этаже многоквартирного жилого дома, имеет назначение - магазин, включает в себя, в том числе: торговые залы, общей площадью 36,7 кв.м, примерочную площадью 1,1 кв.м, солярий площадью 10,1 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от "Дата обезличена" года, Клюева Е.В. являлась собственником магазина расположенного по адресу: "Адрес обезличен", магазин, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "Дата обезличена" года сделана запись "Номер обезличен".
Сведения о внесении административным истцом каких-либо изменений в техническую документацию на объект недвижимости материалы дела не содержат.
В силу изложенного выше, суд приходит выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером.., расположенное по адресу: "Адрес обезличен", магазин, подлежало включению в оспариваемые Перечни на 2017 и 2018 годы на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), которыми подтверждается, что более 20 процентов общей площади этого помещения предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, что является самостоятельным основанием для включения указанного помещения в оспариваемые Перечни на 2017 и 2018 годы.
Доводы административного искового заявления, поддержанные в судебном заседании представителем административного истца Клюевой Е.В. - Кулаго М.Ю. о непроведении обследования на предмет установления вида фактического использования названного выше помещения, не имеют правового значения, поскольку для включения объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2017 и 2018 годы, достаточно того, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из условий, предусмотренных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае помещение включено в перечни по предназначению (документация технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости предусматривает размещение торгового объекта), а не по фактическому использованию.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, суд считает, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, и не противоречат законодательству регулирующему спорные правоотношения, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных административных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Клюевой Е.В. о признании недействующими пункта... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства экономики Республики Коми от 26 декабря 2016 года N 533 "Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", пункта... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Республики Коми от 28 декабря 2017 года N 274 "Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
В окончательной форме решение изготовлено 1 октября 2019 года.
Судья - А.В. Кондратюк
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.