Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А,
судей Пичуковой Л.М, Быковской Е.В,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Илюшкиной О.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Пичуковой Л.М. дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Козельского районного суда Калужской области от 28 июня 2019 года по иску Крюкова А. Г. к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрации муниципального района "Козельский район" о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛА:
13 мая 2019 года Крюков А.Г. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрации муниципального района "Козельский район" о признании права собственности на самовольную постройку - двухэтажный жилой дом общей площадью 133,4 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером "23", по адресу: "адрес".
В обоснование иска Крюков А.Г. сослался на то, что с 2009 года является собственником указанного земельного участка площадью 3 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по вышеуказанному адресу на территории национального парка "Угра". Им было направлено в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации уведомление о строительстве жилого дома на данном участке. По результатам рассмотрения уведомления ему Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направило уведомление о несоответствии параметров осуществляемого им строительства, поскольку отсутствует согласование с Минприроды России вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". В настоящее время строительство дома завершено. Оформить свои права на возведенный жилой дом во внесудебном порядке не представилось возможным. Возведенный им жилой дом соответствует установленным требованиям, признание права собственности на него не создает угрозу жизни или здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Крюков А.Г. в судебное заседание не явился, его представитель Гайгеров А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
В судебное заседание представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не явился, в письменном отзыве иск не признал.
Представитель ответчика администрации муниципального района "Козельский район" в суд не явился, в письменном отзыве не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ФГБУ "Национальный парк "Угра" Колобаева Л.П. возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения "Село Нижние Прыски" Буканов П.А. не возражал против удовлетворения иска.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 28 июня 2019 года суда исковые требования удовлетворены, постановлено признать за Крюковым А.Г. право собственности на здание - двухэтажный жилой дом, 2019 года постройки площадью 133, 4 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в границах земельного участка площадью 3 000 кв.м с кадастровым номером "23".
В апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В возражениях на жалобу представитель истца просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Крюкова А.Г. по доверенности Гайгерова А.Г, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 339-ФЗ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Из материалов дела видно, что Крюкову А.Г. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 3 000 кв.м с кадастровым номером "23", относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается договором купли-продажи от 25 апреля 2009 года, свидетельством о государственной регистрации права, кадастровой выпиской (т.1 л.д.39-40, 133-134, 169-218). Участок входит в границы особо охраняемой природной территории федерального значения
На вышеуказанном земельном участке в 2018-2019 годах истцом возведен жилой дом без получения необходимых разрешений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно техническому заключению ООО "Архитек" N 2019-62 двухэтажный жилой дом по адресу: "адрес", расположенный на земельном участке с кадастровым номером "23", является объектом индивидуального жилищного строительства общей площадью 133,4 кв.м, строительство завершено в 2019 году.
В соответствии с картой градостроительного зонирования муниципального образования сельского поселения "Село Нижние Прыски" Козельского района Калужской области, Правилами землепользования и застройки СП "Село Нижние Прыски", утвержденными решением Районного Собрания МО МР "Козельский район" N 150 от 15 февраля 2017 года, планом земельного участка, подготовленным в связи с завершением строительства жилого дома, заключением кадастрового инженера ФИО8 от 7 марта 2019 года, земельный участок с кадастровым номером "23" полностью располагается на территории национального парка "Угра".
24 сентября 2018 года Крюкову А.Г. на основании его заявления от 30 августа 2018 года администрацией МР "Козельский район" был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером "23", в плане определены параметры размещения объекта капительного строительства - жилого дома в границах земельного участка, режим ограничений в использовании земельного участка, входящего в границы особо охраняемой природной территории национального парка "Угра", указано, что данный земельный участок расположен в зоне Ж-1 - зоне застройки малоэтажными жилыми домами с указанием режима ограничений земельного участка в связи с отнесением к особо охраняемой природной территории (т.1 л.д.43-50).
После введения в действие ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Крюков А.Г. 6 октября 2018 года обратился в администрацию МР "Козельский район" с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке (т.1 л.д.51).
Согласно ответу администрации МР "Козельский район" от 16 ноября 2018 года N 4678 в связи с тем, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории национального парка "Угра", уполномоченным органом в случае возведения объекта индивидуального жилищного строительства на данной территории являются федеральный орган исполнительной власти либо орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ответу ФГБУ "Национальный парк "Угра" от 12 декабря 2018 года N 1516 на обращение Крюкова А.Г. земельный участок с кадастровым номером "23" находится в границах национального парка "Угра" в его функциональной зоне хозяйственного назначения. Принадлежащий Крюкову А.Г. участок расположен в зоне Ж-1 - зоне застройки малоэтажными жилыми домами, в западной исторически сложившейся части "адрес", своей западной границей примыкает к существующей улице, планируемый к постройке жилой дом не нарушит сложившуюся планировочную структуру населенного пункта. В ответе указаны необходимые для соблюдения предельные параметры разрешенного строительства. Указано, что национальный парк "Угра" не возражает против строительства жилого дома при условии соблюдения рекомендованных предельных параметров строительства, уведомление о допустимости размещения объекта жилищного строительства необходимо направить в Минприроды Российской Федерации (л.л.60 т.1).
10 декабря 2018 года Крюковым А.Г. в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлено уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером "23", расположенном в границах особо охраняемой природной территории национального парка "Угра" (т.1 л.д.61).
14 декабря 2018 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, рассмотрев указанное уведомление истца, сообщило об отсутствии согласования строительства объекта жилищного строительства, поскольку отсутствует согласование с Минприроды России вопросов социально экономической деятельности хозяйствующего субъекта согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". В соответствии с данной нормой с федеральными органами власти согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Пунктом 11.4 Положения о национальном парке "Угра", утвержденного Приказом Минприроды России от 03.12.2015 N 524 (в редакции приказа Минприроды России от 20.03.2019 N 174) предусмотрено, что в зоне хозяйственного назначения допускаются строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка, с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.
Согласно заключениям ООО "Архитек" N 2019-62, ООО "Союзпожаудит" от 16 апреля 2019 года, ФБУЗ "Гигиены и эпидемиологии в Калужской области" от 24 апреля 2019 параметры помещений жилого дома по результатам освидетельствования здания жилого назначения по адресу: двухэтажный жилой дом по адресу: "адрес", не представляют угрозу жизни и здоровья людей, строение не является опасным для дальнейшей эксплуатации, помещения дома пригодны для круглогодичного проживания, соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", строительство соответствует нормам пожарной безопасности.
Исследовав и оценив представленные истцом заключения ООО "Архитек" N 2019-62, ООО "Союзпожаудит" от 16 апреля 2019 года, ФБУЗ "Гигиены и эпидемиологии в Калужской области" от 24 апреля 2019 года, суд установил, что жилое строение соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам, сохранение жилого дома не приведет к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц и не приведет к созданию угрозы жизни и здоровью граждан.
Основания считать, что возведенное Крюковым А.Г. строение не соответствует требованиям, предъявляемым к строениям, расположенным в границах особо охраняемых природных территорий, параметрам, указанным в ответе ФГБУ "Национальный парк "Угра" от 12 декабря 2018 года N 1516, отсутствуют.
Доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства в подтверждение предъявленных требований, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного нельзя согласиться с доводами ответчика о том, что Крюковым А.Г. не были предприняты надлежащие меры к легализации спорного строения, поскольку они опровергаются имеющимися в деле и приведенными выше доказательствами.
В соответствии с указанными правовыми нормами и установленными по делу обстоятельствами суд пришел к правильному выводу об удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы о нахождении земельного участка, на котором возведен жилой дом, в границах национального парка "Угра", земли которого относятся к землям особо охраняемых природных территорий, вид разрешенного использования данного земельного участка не установлен в порядке части 6 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 4 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" основаниями для отказа в удовлетворении иска при установленных по делу конкретных обстоятельствах не являются.
Указание в апелляционной жалобе о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу, необоснованно. Согласно пункту 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219, пункту 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, планируемых в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит нашедших свое подтверждение, основанных на доказательствах доводов, которые могли бы являться основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Козельского районного суда Калужской области от 28 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.