Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Ариничева С.Н,
судей Ахрамеева С.В, Романовой Е.А,
при секретаре Заморской В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Романовой Е.А.
дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Козельского районного суда Калужской области от 28 июня 2019 года по иску Голигузова В. Л. к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, администрации муниципального района "Козельский район" о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛА:
13 мая 2019 года Голигузов В.Л. обратился в суд с иском к Минприроды России, администрации МР "Козельский район", просил признать за ним право собственности на самовольно возведенную постройку - объект индивидуального жилищного строительства - двухэтажный жилой дом площадью 138,1 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
В обоснование требований истец сослался на то, что является собственником земельного участка площадью 3000 кв.м с кадастровым номером "24", с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенного по указанному адресу. Постановлением администрации МР "Козельский район" утвержден градостроительный план земельного участка, в котором содержатся сведения о том, что населенный пункт Маслово входит в состав земель "Национальный парк "Угра". Учитывая изложенное, а также положения статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации им были направлены уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке в Минприроды Калужской области, а также в ФГБУ "Национальный парк "Угра". Получив соответствующие согласование от ФГБУ "Национальный парк "Угра", а также отсутствие каких-либо возражений от Минприроды России в феврале 2019 года им возведен спорный объект индивидуального жилищного строительства. Однако 3 апреля 2019 года им получено уведомление от Минприроды России о недопустимости индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обоснованное отсутствием согласования Минприроды России вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
Представитель истца Голигузова В.Л. - Гайгеров А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель третьего лица "Национальный парк "Угра" - Колобаева Л.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица администрации СП "Село Нижние Прыски" - Буканов П.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.
Представители ответчиков Минприроды России, администрации МР "Козельский район", представитель третьего лица управления Росреестра по Калужской области в судебное заседание не явились.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 28 июня 2019 года исковые требования Голигузова В.Л. удовлетворены, постановлено признать за Голигузовым В.Л. право собственности на здание - двухэтажный жилой дом, площадью 138,1 кв.м, 2019 года постройки, расположенный по адресу: "адрес" границах земельного участка площадью 3000 кв.м с кадастровым номером "24".
В апелляционной жалобе Минприроды России ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Голигузова В.Л. - Терниевского А.Н, возражавшего против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что Голигузов В.Л. на основании договора купли-продажи от 25 апреля 2009 года является собственником земельного участка с кадастровым номером "24" общей площадью 3000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "адрес", примерно в 90 м по направлению на северо-запад от "адрес".
Указанный земельный участок принадлежал ФИО9 на основании договора купли-продажи от 1 апреля 2009 года, заключенного с администрацией МР "Козельский район".
Постановлением администрации СП "Село Нижние Прыски" от 28 ноября 2016 года N 107 строению, расположенному на земельном участке, принадлежащем истцу, был присвоен адрес: "адрес".
11 июля 2018 года начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации МР "Козельский район" был подготовлен градостроительный план указанного земельного участка.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером "24", в отношении данного земельного участка ограничений прав и обременений не зарегистрировано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 148 в Калужской области создан национальный парк "Угра", во владение которому предоставлены земли лесного фонда общей площадью 43922 гектара и земли водного фонда общей площадью 1326 гектаров, также в границы национального парка "Угра" включены земли общей площадью 53375 гектаров без изъятия из хозяйственного использования.
Постановлением Законодательного собрания Калужской области от 18 июля 1995 года N 285 согласованы границы проектируемого национального парка "Угра", в том числе согласована граница Жиздринского участка.
Границы и территория национального парка "Угра" установлены картой - схемой и описанием границ, являющихся приложением к вышеуказанному Постановлению N 285. Как усматривается из описательной и картографической частей приложения, населенный пункт "адрес" находится в границах национального парка "Угра".
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Ограничения использования земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, установлены статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 14 марта 1995 года "Об особых охраняемых природных территориях".
Из положений данных норм следует, что земельные участки в границах национальных парков, принадлежащие гражданам на праве собственности, не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, однако их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Так, подпунктом "д" пункта 2 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.
Поскольку земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, Голигузов В.Л. обращался в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и ФГБУ "Национальный парк "Угра" с целью получения разрешения на строительство объектов недвижимости.
23 ноября 2018 года Голигузовым В.Л. в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области направлялось уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером "24".
Согласно ответу Министерства от 29 ноября 2018 года, недопустимо размещение объекта ИЖС на земельном участке, поскольку земельный участок с кадастровым номером "24" входит в границы национального парка "Угра", отсутствует согласование с Минприроды России вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
30 ноября 2018 года Голигузовым В.Л. в ФГБУ "Национальный парк "Угра" направлялось уведомление о планируемом строительстве спорного объекта ИЖС.
Из ответа ФГБУ "Национальный парк "Угра" от 12 декабря 2018 года следует, что национальный парк "Угра" не возражает против строительства ИЖС на указанном земельном участке, при условии соблюдения рекомендованных предельных параметров разрешенного строительства.
10 декабря 2018 года в Минприроды России поступило уведомление истца о планируемом строительстве объекта ИЖС на земельном участке с кадастровым номером "24".
Вместе с тем, в установленные частями 7-8 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сроки уведомление от Минприроды России в адрес истца не поступило.
13 марта 2019 года истец представил в ФГБУ "Национальный парк "Угра" уведомление об окончании строительства спорного объекта.
3 апреля 2019 года Минприроды России указало Голигузову В.Л. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, обосновав это отсутствием согласования Минприроды России вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", одним из принципов хозяйственной и иной деятельности, в том числе и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Из технического заключения ООО "Архитек" от 2019 года следует, что в результате освидетельствования технического состояния строительных конструкций здания жилого назначения, расположенного по адресу: "адрес", представляющего собой двухэтажное здание без подвала, общей площадью 138,1 кв.м, установлено, что на момент осмотра оно не представляет угрозу для жизни и здоровья людей, не является опасным для дальнейшей эксплуатации и не затрагивает интересы третьих лиц, соблюдены рекомендованные НП "Угра" предельные параметры разрешенного строительства.
В соответствии с техническим заключением ООО "Союзпожаудит" от 16 апреля 2019 года размещение на земельном участке, отведенном под строительство индивидуального жилого дома по адресу: "адрес", в части устройства противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, находящимися в районе застройки, не противоречит требованиям норм пожарной безопасности.
Экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области" от 24 апреля 2019 года установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" соответствует санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания права собственности истца на данную постройку.
Доводы жалобы о нахождении земельного участка, на котором возведен жилой дом, в границах национального парка "Угра", земли которого относятся к землям особо охраняемых природных территорий, основаниями для отказа в удовлетворении иска при установленных по делу конкретных обстоятельствах не являются.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному делу являются несостоятельными, поскольку в силу пункта 5.17 положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219, пункта 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Кроме того, ответчик в суде первой инстанции указанные доводы в обоснование возражений на иск не приводил.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Козельского районного суда Калужской области от 28 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.