Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В,
судей Ватолиной Ю.А, Клюевой С.А,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Молчановой Т.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Клюевой С.А. дело по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства" на решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 02 августа 2019 года по делу по иску Макатаевой Н. И. к муниципальному унитарному предприятию "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства" о возмещении имущественного ущерба,
УСТАНОВИЛА:
обратившись 19 марта 2019 года в суд с иском к МУП "Управление энергетики и ЖКХ", Макатаева Н.И просила взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба, причиненного залитием квартиры 77 340 руб, также просила взыскать 5 000 руб. - за составление оценки причиненного ущерба и 5 000 руб. - за составление искового заявления.
В обоснование иска указано, что 31 января 2019 года в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по осуществлению содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", в принадлежащей истице на праве собственности квартире N через стыки домовых панелей в результате засора дождевых стоков и желобов произошло залитие квартиры. Направленная в адрес ответчика претензия была оставлена им без удовлетворения.
Макатаева Н.И, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилась. Ее представитель Румянцева О.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель МУП "Управление энергетики и ЖКХ" Степанова Э.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что собственниками жилого дома не было принято решение о необходимости проведения капитального ремонта кровли дома.
Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 02 августа 2019 года исковые требования Макатаевой Н.И. удовлетворены частично, постановлено:
взыскать с МУП "Управление энергетики и ЖКХ"" в пользу Макатаевой Н.И. денежные средства в счет возмещения ущерба в размере 51 186 руб, штраф в размере 25 593 руб, расходы по оплате услуг оценщика в размере 5 000 руб, расходы за составление искового заявления в размере 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Макатаевой Н.И. отказать.
Взыскать с МУП "Управление энергетики и ЖКХ" в доход бюджета государственную пошлину в сумме 1 735 руб. 58 коп.
В апелляционной жалобе МУП "Управление энергетики и ЖКХ" поставлен вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома относятся крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно в том числе, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N491, в состав общего имущества включаются крыши.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 7 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относятся проверка кровли на отсутствие протечек; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение.
Как следует из материалов дела, Макатаевой Н.И. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес".
Данная квартира расположена на пятом этаже пятиэтажного многоквартирного дома, управление которым осуществляет МУП "Управления энергетики и ЖКХ".
Судом установлено, что 31 января 2019 года произошел залив принадлежащей Макатаевой Н.И. квартиры с кровли дома.
04 февраля 2019 года от Макатаевой Н.И. в адрес ответчика было направлено заявление о наличии протечек во всех квартирах жилого дома с первого по пятый этаж, копия данного обращения направлена в Малоярославецкую районную администрацию муниципального района "Малоярославецкий район".
Согласно акту обследования от 05 февраля 2019 года, проведенного комиссией МУП "Управление энергетики и ЖКХ", кровля требует капитального ремонта в связи с физическим износом кровли; кровля постоянно ремонтируется; установлено, что в квартире N по "адрес" выявлены следы протечек; мероприятия по очистке кровли от снега и наледи проводились. С данным актом истец Макатаева Н.И. не согласилась.
В соответствии с протоколом совещания при заместителе главы администрации муниципального района "Малоярославецкий район" по вопросу устранения протечки крыши многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", NПр-12/19 от 13 февраля 2019 года комиссия в результате визуального обследования пришла к выводу, что вследствие неудовлетворительного состоянии крыши имеется протекание стен по стыкам дома в подъезде и квартире заявительницы (во всех комнатах).
На обращение Макатаевой Н.И. 20 февраля 2019 года Малоярославецкой районной администрацией муниципального района "Малоярославецкий район" был дан ответ, согласно которому комиссия в результате визуального обследования пришла к выводу, что вследствие неудовлетворительного состояния крыши дома N по "адрес" имеется протекание стен по стыкам дома в подъезде и в квартире. На основании протокольных решений управляющей организацией МУП "Управление энергетики и ЖКХ" выполнен текущий ремонт крыши. Одновременно сообщено, что администрацией района направлено ходатайство в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области о переносе сроков выполнения работ по капитальному ремонту крыши с 2032-2034 года на более ранние.
Истица 11 марта 2019 года обратилась к ответчику с претензией о возмещении ущерба, которая оставлена без удовлетворения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, вышеприведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения ответственности на управляющую компанию, не обеспечившую надлежащее состояние общего имущества многоквартирного дома, а именно кровли многоквартирного дома, что повлекло залитие квартиры истицы и причинение ущерба ее имуществу.
Истцом при обращении в суд в подтверждение размера ущерба представлено заключение об оценке рыночной стоимости ремонта квартиры N от 20 февраля 2019 года, выполненное ИП ФИО8, согласно выводам которого стоимость восстановительного ремонта квартиры составила 72 340 руб.
При разрешении спора судом по делу назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФБУ Калужской лаборатории судебных экспертиз Минюста РФ.
Согласно выводам эксперта, изложенным в заключении N400/2-2 от 19 июля 2019 года, стоимость работ, необходимых для устранения повреждений в квартире, составила 51 186 руб.
Учитывая изложенное, то, что ответчиком не представлены доказательства отсутствия его вины в причинении ущерба имуществу истца вследствие ненадлежащего оказания услуг по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, суд первой инстанции обоснованно взыскал с МУП "Управление энергетики и ЖКХ" в пользу Макатаевой Н.И. в счет возмещения ущерба 51 186 руб.
Кроме того, суд, сославшись на разъяснения, содержащиеся в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", верно взыскал с ответчика в пользу истицы штраф в размере 25 593 руб.
В соответствии со статей 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно обязал ответчика возместить истице расходы по оценке ущерба в размере 5 000 руб. и расходы по составлению искового заявления в размере 5 000 руб.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 02 августа 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.