Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А,
судей Плаксиной И.Н. и Сычева Ю.В,
при секретаре Купрач И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сычева Ю.В. дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 22 июля 2019 года по административному исковому заявлению Городской Управы города Калуги к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
07 июня 2019 года Городская Управа города Калуги обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, выраженное в уведомлении от 24 апреля 2019 года N, о приостановлении государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", заключенного между Городской Управой города Калуги и ООО "СК "Монолит".
В обоснование административного иска Городская Управа города Калуги сослалась на то, что для осуществления государственной регистрации прекращения договора аренды вышеуказанного земельного участка ею были представлены в регистрирующий орган все необходимые документы, подтверждающие факт расторжения договора аренды между Городской Управой города Калуги (арендодатель) и ООО "СК "Монолит" (арендатор), однако, несмотря на это, административным ответчиком было принято оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка по основанию того, что заявителем не представлены документы, необходимые для такой государственной регистрации, что нарушает права административного истца.
Представитель Городской Управы города Калуги по доверенности Казантаев Е.Е. в судебном заседании заявленное требование подержал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области по доверенности Савинкова С.М. возражала против удовлетворения заявленного требования.
Представитель заинтересованного лица - ООО "СК "Монолит", заинтересованное лицо - Медведкова Е.В, извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 22 июля 2019 года административный иск удовлетворен частично, судом постановлено признать незаконным решение Управления Росреестра по Калужской области о приостановлении государственной регистрации прекращения права аренды, изложенное в уведомлении от 24 апреля 2019 года N, обязав административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления Городской Управы города Калуги от 16 апреля 2019 года в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении остальной части административного иска было отказано.
В апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области Савинковой С.М, поддержавшей жалобу, представителя Городской Управы города Калуги Казантаева Е.Н, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них возложены какие-либо обязанности (ч.1).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Данным Федеральным законом установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 18).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может приостанавливаться по решению государственного регистратора прав в случаях указанных в статье 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Как установлено судом первой инстанции, 16 апреля 2019 года представителем Городской Управы города Калуги было подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области о государственной регистрации прекращения договора N аренды земельного участка с кадастровым номером 40:26:000000:945, расположенного по адресу: "адрес", заключенного 14 февраля 2012 года между Городской Управой города Калуги и ООО "СК "Монолит". К заявлению были приложены - копия уведомления о расторжении указанного договора аренды земельного участка от 16 февраля 2018 года N с почтовой отметкой о его получении арендатором ООО "СК "Монолит" и копия доверенности представителя.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, государственным регистратором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области было принято оспариваемое решение выраженное в уведомлении от 24 апреля 2019 года N, о приостановлении государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 40:26:000000:945, расположенного по адресу: "адрес", заключенного между Городской Управой города Калуги и ООО "СК "Монолит".
Принимая оспариваемое решение о приостановлении государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка, государственный регистратор, указав на наличие сведений о зарегистрированной ипотеке на земельный участок в пользу участников долевого строительства многоквартирного жилого дома, сослался на пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", и указал, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления такой государственной регистрации.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, государственный регистратор не привел конкретный перечень документов, необходимых к представлению по закону, но не представленных административным истцом для государственной регистрации. Каких-либо иных оснований для приостановления государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка, помимо указанного в оспариваемом решении основания для приостановления, регистрирующим органом не приведено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у государственного регистратора не имелось оснований, предусмотренных пунктом 5 части статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", для приостановления государственной регистрации.
С учетом изложенного постановленное судом первой инстанции решение об удовлетворении заявленного требования о признании незаконным оспариваемого решения административного ответчика о приостановлении государственной регистрации прекращения права аренды, по существу является правильным.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы, по сути, повторяющие доводы, приводившиеся представителем административного истца в суде первой инстанции, не опровергают вышеизложенного и не могут повлечь за собой отмену состоявшегося по делу судебного акта.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, по делу судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.