Судебная коллегия по административным делам Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А,
судей Плаксиной И.Н. и Сычева Ю.В,
при секретаре Купрач И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сычева Ю.В. дело по апелляционной жалобе ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на решение Калужского районного суда Калужской области от 05 июля 2019 года по административному исковому заявлению ПАО "МРСК Центра и Приволжья" к Министерству труда и социальной защиты Калужской области об оспаривании предписания,
установила:
10 июня 2019 года ПАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить предписание Министерства труда и социальной защиты Калужской области от 24 мая 2019 года N 10 об устранении выявленных нарушений законодательства о занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.
В обоснование административного иска ПАО "МРСК Центра и Приволжья" указало на то, что вынесенным оспариваемым предписанием административного ответчика предложено директору филиала "Калугаэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" обеспечить выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов со сроком исполнения 30 сентября 2019 года. Полагает, что у административного ответчика отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого предписания, поскольку административным истцом выполнялась, возложенная действующим законодательством обязанность о квотировании рабочих мест для трудоустройства на работу инвалидов. Указывает, что законодательством на работодателя не возложена обязанность по поиску работников указанной категории для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для трудоустройства инвалидов.
Представитель ПАО "МРСК Центра и Приволжья" по доверенности Лукъянова Ю.Н, поддержала заявленное требование.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Калужской области по доверенности Алексеева Н.А. возражала против удовлетворения заявленного требований.
Решением Калужского районного суда от 05 июля 2019 года в удовлетворении административного иска ПАО "МРСК Центра и Приволжья" было отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "МРСК Центра и Приволжья" ставится вопрос об отмене решения районного суда как незаконного и необоснованного.
Выслушав представителя административного истца Кирсанова С.А, поддержавшего жадобу, представителя административного ответчика Алексанова А.Н, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в период с 25 апреля по 24 мая 2019 года Министерством труда и социальной защиты Калужской области в лице главного специалиста отдела правового обеспечения Алексанова А.Н. проведена плановая проверка филиала "Калугаэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на предмет выполнения работодателем установленной квоты и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов за март 2019 года.
Указанной проверкой было выявлено, что в марте 2019 года при среднесписочной численности работников в 2 533 человека размер квоты для приема на работу инвалидов составил 50 рабочих мест, из них, занятыми в счет квоты являлись только 37 рабочих мест, а 13 рабочих квотированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов оказались незанятыми.
Установив по результатам проверки факт невыполнения работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов в количестве 13 рабочих мест, названное выше должностное лицо Министерства труда и социальной защиты Калужской области вынесло в адрес директора филиала "Калугаэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" оспариваемое предписание от 24 мая 2019 года N 10 об устранении выявленных нарушений законодательства о занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. Данным предписанием работодателю было предложено обеспечить выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов.
С указанным предписанием не согласилось ПАО "МРСК Центра и Приволжья", оспорило его в суде.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемой ситуации оснований для признания незаконным оспариваемого предписания, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе, соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов (п.1).
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п.3).
Порядком предоставления информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов, утвержденного Постановления Правительства Калужской области от 26 августа 2004 года N 272, установлено, что квота для приема на работу инвалидов считается выполненной, если на все созданные или выделенные в счет установленной квоты рабочие места трудоустроены инвалиды и организацией в соответствии с настоящим Порядком предоставлена информация о выполнении установленной квоты и имеющихся вакансиях для трудоустройства инвалидов (п.1)
Инвалиды считаются трудоустроенными, если с ними заключены трудовые договоры в соответствии с трудовым законодательством (п.2).
Согласно пунктов 1.1, 1.2, 1.4.11.5.1, 1.7 Административного регламента исполнения государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденного Приказом Министерства труда, занятости и кадровой политики Калужской области от 28 февраля 2014 года N 48-П, исполнение государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи для исполнения предписаний и составления протокола осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Калужской области; предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований законодательства в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов; уполномоченное должностное лицо Министерства труда и социальной защиты Калужской области по результатам проверки, на основании составленного акта проверки, имеет право вынести предписание об устранении допущенных нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.
С учетом установленных фактических обстоятельств, проанализировав, в том числе, вышеприведенные положения действующего законодательства, суд первой инстанции сделал правильные выводы о том, что действующим законодательством установлена обязанность работодателя не только по созданию квотируемых рабочих мест (должностей), но и выполнению квоты, то есть обеспечению её исполнения, что соответствует целям законодательства в данной сфере и реально обеспечивает гарантии трудоустройства инвалидов.
Доводы административного истца о невозможности заполнения созданных в порядке квотирования рабочих мест для инвалидов, последними, по независящим от работодателя причинам, нельзя признать состоятельными.
Так, в деле имеются данные, что работодателем созданы в порядке квотирования 13 рабочих мест для приема на работу инвалидов по специальности контролер 1 разряда, предлагающие желающим трудоустроиться на эти должности условия работы на 0,25 ставки (неполный рабочий день) с заработной платой в размере 3003 руб, что само по себе, не содействует обращению граждан-инвалидов с целью трудоустройства на эти вакансии, и соответственно это, относится к причинам, препятствующим к выполнению работодателем, возложенной на него законом обязанности, по выполнению квоты.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание, требующее от работодателя обеспечить выполнение установленной квоты для приема на работу инвалидов, вынесено в пределах полномочий административного ответчика, прав административного истца не нарушает и не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции принято правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Апелляционная жалоба не содержит основанных на законе и подтвержденных доказательствами доводов, которые опровергали бы правильность выводов суда первой инстанции и могли бы служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 05 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "МРСК Центра и Приволжья" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.