Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О проведении эксперимента
по введению единого сельскохозяйственного налога
в Республике Северная Осетия-Алания"
В работе над содержанием проекта закона был учтен действующий аналогичный закон о сельскохозяйственном налоге в Белгородской области.
Разработка данного проекта федерального закона обусловлена тем, что в Республике Северная Осетия-Алания с преобладающим аграрным сектором в экономике сложилось критическое положение по сбору налогов с сельскохозяйственных товаропроизводителей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Установившийся огромный диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и технику для села, резкое снижение государственного спроса на сельхозпродукцию отечественных товаропроизводителей, постоянно растущие цены на электроэнергию и топливо негативно сказываются на финансовом положении сельхозпредприятий и фермерских хозяйств республики.
Из-за отсутствия денежной массы в хозяйствах ежегодно растет их задолженность по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами. По состоянию на 1.01.98 г. в республике подавляющее большинство хозяйств не имело реальной возможности погасить долги. Общая задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей по налогам, платежам в государственные внебюджетные фонды и штрафным санкциям за несвоевременность их уплаты составляет 43,4 млн.руб., что на одну треть превышает весь годовой бюджет республики.
В качестве выхода из создавшегося положения предлагается введение в республике единого сельскохозяйственного (продовольственного) налога.
Проект федерального закона предусматривает замену всех видов уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями перерабатывающей промышленности и предприятиями, входящими в Общероссийский классификатор отрасли народного хозяйства по коду 22000, по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей, налогов в бюджеты всех уровней (за исключением платы на право пользования недрами и налогами на добавленную стоимость), а также отчислений во внебюджетные фонды, единым налогом простым и доступным в расчетах.
В основу единого земельного налога положена земля, как основное средство производства в сельском хозяйстве, а также основные производственные фонды в перерабатывающих и обслуживающих предприятиях.
В качестве налогооблагаемой базы при переходе на единый налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей предлагается применять земельные участки, предоставленные в собственность, владение, пользование и в аренду или на иных законных основаниях;
для предприятий перерабатывающей промышленности, предприятий по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей - основные фонды производственного назначения, включая незавершенное производство, находящееся на их балансе или взятые в аренду в стоимостном выражении, а также стоимость земельных участков, находящихся в их собственности или пользовании, включая земельные участки, взятые в аренду или на иных законных основаниях.
При этом ставки налога устанавливаются законом Республики Северная Осетия-Алания исходя из общей суммы налогов и платежей за предшествующий налоговый период, подлежащих зачислению в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды, включаемых в единый земельный налог.
Введение единого сельскохозяйственного налога позволит:
- погасить задолженность по налогам и обеспечить своевременность проплаты текущих платежей сельскохозяйственных товаропроизводителей в бюджеты и в государственные внебюджетные фонды;
- пополнить региональный фонд продовольствия сельскохозяйственной продукцией, поставляемой в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога;
- нормализовать кредитно-финансовые отношения сельскохозяйственных товаропроизводителей с банками;
- стимулировать сельскохозяйственное производство.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О проведении эксперимента
по введению единого сельскохозяйственного налога
в Республике Северная Осетия-Алания"
Согласно проекта Налогового кодекса Российской Федерации введение единого сельскохозяйственного налога для товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции предполагает отмену уплаты ими федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также отчислений в государственные внебюджетные фонды (кроме НДС, платежей за пользование природными ресурсами, акцизов, государственных пошлин, налога с продаж и лицензионных сборов).
Данный законопроект предполагает упростить для сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий перерабатывающей промышленности и предприятий по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей уплату всех федеральных, региональных и местных налогов, отчислений в государственные внебюджетные фонды.
Расчетный объем налоговых платежей в федеральный бюджет и бюджетную систему республики по базе 1998 года составил:
тыс. руб.
Виды налогов и платежей во вне- бюджетные фонды |
Сельскохо- зяйственные товаропро- изводители |
Перерабаты- вающие и об- служивающие предприятия |
Всего кон- солидиро- ванный бюджет |
Налог на имущество 2163 5053 4216
Налог на прибыль 1416 5189 6605
Земельный налог 3766 1071 4837
Подоходный налог 1031 136 1167
Транспортный налог 72 639 711
Местные налоги и сборы 6899 3235 10134
-------------------------------------------------------------------------
Итого налогов 15347 12323 27670
-------------------------------------------------------------------------
Платежи в государственные 13435 12713 26148
внебюджетные фонды - всего
-------------------------------------------------------------------------
из них:
Пенсионный фонд 5221 9696 114917
Фонды обязательного 2779 999 3778
медицинского страхования
Фонд социального страхования 3860 775 4635
Фонд занятости населения 1575 1243 2818
-------------------------------------------------------------------------
Всего 28782 25036 53818
-------------------------------------------------------------------------
Таким образом, единый сельскохозяйственный налог должен компенсировать выпадающие доходы бюджетов всех уровней в сумме 27670 тыс. рублей и 26148 тыс. рублей отчислений в государственные внебюджетные фонды, всего - 53818 тыс. рублей, в том числе по сельскохозяйственным товаропроизводителям - 28782 тыс.руб. предприятиям перерабатывающей промышленности и предприятиям по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей 25036 тыс.руб.
Общий объем сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании сельхозпредприятий, составляет 292,9 тыс. гектаров. Средний расчетный размер налоговой ставки на 1 гектар сельскохозяйственных угодий составит 98.27 руб. (28782000 : 292900).
Суммарная стоимость основных производственных фондов и земельных участков предприятий перерабатывающей промышленности и предприятий по обслуживанию сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет 241806 тыс.руб. Средний расчетный размер налоговой ставки на 100 рублей основных производственных фондов и земельных участков составит 10,35 руб. (25036 : 24180600) х 100
Принятие настоящего Федерального закона не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
в связи с принятием Федерального закона "О проведении эксперимента
по введению единого сельскохозяйственного налога
в Республике Северная Осетия-Алания"
С принятием Федерального закона "О проведении эксперимента по введению единого сельскохозяйственного налога в Республике Северная Осетия-Алания" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения, принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Депутаты
Государственной Думы
И.Н.Игошин
А.Г.Чехоев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.