Обоснование к проекту федерального закона
"О финансовом обеспечении самостоятельности, независимости и полноты
исполнения полномочий депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации"
Пристальное внимание общественности и СМИ к вопросам заработной платы и доходов, жилья и командировочных поездок, машин, оборудования и строительства нового парламентского центра, многократные и бурные дискуссии вокруг этих вопросов на Палате показывают, что сформировалось устойчивое поле напряженности и конфликтности в связи с организацией финансового обеспечения деятельности депутатов Государственной Думы и самой Государственной Думы.
Политический характер и масштабность этого конфликта, влияние на восприятие общественностью демократических институтов и демократического процесса требует его безотлагательного правового разрешения на основе специального федерального закона, каковой и предлагается к рассмотрению.
Концептуальная схема законопроекта базируется на философии и практике современного парламентаризма и культурной традиции демократического процесса Европы, уже демонстрирующего устойчивые тенденции и формы политического правового оборота начала XXI века.
Полагаем наиболее важными и принципиальными следующие тенденции: прогрессирующее современное гражданское общество является обществом прогрессирующего парламентаризма как господствующей формы представительной демократии; конституционная культура разделения властей совершенствуется в направлении более органического, более интегрального взаимодействия законодательных и исполнительных институтов власти, что находит полное и адекватное обеспечение в принципе формирования кабинета министров (Правительства страны) через парламентское большинство, как прямое представительство политической воли граждан, их текущее понимание экономической, социальной и политической ситуации; наконец, депутат парламента все более становится символом и носителем качества политической культуры гражданского общества, а его представительские, законодательные и контрольные функции не только расширяются, обогащаются, наполняются большей социальной ответственностью и значимостью, но что чрезвычайно важно - усиливается независимость и самостоятельность исполнения депутатских функций за счет укрепления и лучшей организации финансового обеспечения деятельности депутата. Пути и формы этих усилий в разных странах различны, но при всем многообразии их объединяет одно - понимание того, что достоинство депутата как полномочного носителя и представителя воли избирателей - граждан округа есть достоинство граждан этого округа, есть достоинство самого гражданского общества. И это достоинство должно быть и соответствующим образом обеспечено и соответствующим образом оберегаемо.
Вспоминая работу Г.Л.Моргана "Древнее общество" можно сказать, что варварство и цивилизация современных обществ различается через отношение к парламенту и депутату, к оценке их роли в организации власти правового, социального государства.
Варварство - это всегда и варварское отношение к парламенту и депутату. Это сознательно инспирируемая, поддерживаемая в СМИ кампания по дискредитации депутатского корпуса страны, дееспособности и значимости для жизни нации парламента. Это и изощренная система финансовой и материальной зависимости депутата от исполнительной власти, превращающая его в объект манипуляции и беззастенчивого давления. Наконец, это и грубая, примитивная деформация принципа разделения властей, превращающая его в принцип отделения Парламента, депутатского корпуса от инструментария реальной государственной власти, от способности реального участия в выработке стратегических экономических, социальных, политических решений развития общества и контроля над деятельностью правительства.
История свидетельствует, что при естественном ходе вещей варварство неизбежно уступает место цивилизации, но та же история показывает, что это не происходит само собой, но только в результате осознанного выбора и политического действия граждан.
Основные концептуальные положения законопроекта заключаются, во-первых, в установлении бюджета депутата Государственной Думы и его отделения от бюджета аппарата Государственной Думы; во-вторых, в установлении института канцелярии депутата Государственной Думы как специального государственного некоммерческого учреждения, обеспечивающего организационные, финансовые и материальные условия исполнения депутатом представительских и законодательных полномочий; в-третьих, устанавливается система организации заработной платы депутата Государственной Думы и сотрудников его канцелярии; в-четвертых, определяется порядок расчетов и платежей по расходам депутата.
Методология расчета базового разрядного тарифа Государственной Думы опирается на количественную интерпретацию ролевой значимости уровней представительных органов власти федеративного государства.
Методология построения системы заработной платы депутата Государственной Думы полагает необходимым стимулирующего увязку вознаграждения с общим уровнем развития и состоянием экономики, дифференциацией вознаграждения депутата в зависимости от его законотворческой активности.
Главным организующим положением законопроекта является установление бюджета депутата Государственной Думы. Именно с этим институтом финансовых отношений автор законопроекта связывает решение двух принципиальных задач: финансовое обеспечение самостоятельности и независимости исполнения депутатом своих полномочий и более демократичное, прозрачное, эффективное и подконтрольное использование депутатом денег налогоплательщиков на свое содержание.
Несмотря на то, что законопроект по своему содержанию связан с финансовым потоком разным 0,15% доходной части федерального бюджета, он при своей реализации не предъявляет новых, дополнительных финансовых претензий к бюджету. Он не требует новых денег, а только требует отделить часть уже выделяемых для Государственной Думы денег, расходуемых на депутатов, в самостоятельный бюджетный оборот.
В заключение еще раз обратим внимание на то, что реализация данного законопроекта, при всей важности экономической стороны дела, будет иметь доминирующим эффектом значительное укрепление института парламентаризма, законодательной представительной ветви власти, авторитета депутатства, и в целом основ гражданского общества, демократического процесса.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
Принятие настоящего федерального закона не повлечет за собой пересмотр федерального законодательства в части признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О финансовом обеспечении самостоятельности, независимости и полноты
исполнения полномочий депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации"
Реализация законопроекта требует не дополнительных затрат, а разделения, обособления уже имеющихся бюджетных затрат на содержание Государственной Думы на два самостоятельно существующих в бюджетном процессе потока затрат: поток затрат по деятельности собственно депутатов и поток затрат Государственной Думы.
Величина доли затрат на деятельность депутатов является нормативной, рациональность которой имеет строгое счетное, сметное обоснование, устанавливаемое рассматриваемым законом.
Справка
о перечне законов изменений и дополнений, которых потребует принятие
законопроекта "О финансовом обеспечении самостоятельности,
независимости и полноты исполнения полномочий депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Принятие данного закона потребует внесения значительных изменений в Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; дополнений в Федеральный закон "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РФ", в Федеральный закон "О бюджетной классификации в РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.