Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю,
судей:
Богдашова Д.А, Серазитдинова Э.Т,
с участием помощника судьи Попова В.А, представителя административного истца Игнатьева М.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-76/2019 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление) Шокур Ф.А. на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 30 мая 2019 г, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части 12465 майора запаса Дыбенко Александра Валентиновича об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение) об отказе в принятии административного истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т, объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО15, заключивший первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ, проходил военную службу в войсковой части 12465, дислоцированной в "адрес". В мае 2018 г. ФИО15, имеющий выслугу на военной службе более 20 лет, был уволен с военной службы в запас по собственному желанию, а в последующем исключен из списков личного состава воинской части. При этом, в марте 2018 г. ФИО15 обратился к начальнику Отделения с заявлением о принятии его с составом семьи из шести человек (он, супруга - ФИО7, дочь ФИО8 - 1996 г.р, сын - ФИО9 - 2001 г.р, сын - ФИО10 - 2008 г.р. и дочь супруги от другого брака ФИО11 - 2003 г.р.) на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы.
Решением начальника Отделения от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении вышеуказанного заявления ФИО15 отказано. В обоснование данного решения должностное лицо жилищного органа указало, что ФИО15 на праве собственности принадлежит земельный участок под строительство одноэтажного деревянного жилого дома в поселке Большая "адрес", предоставленный ему на основании Постановления Главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (право собственности зарегистрировано в 2015 г.), в связи с чем в силу положений подп. "г" п. 10 Инструкции о порядке предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Инструкция) и подп. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ оснований для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях не имеется.
Помимо этого, по прежнему месту службы в городе Иркутске ФИО15 обеспечен служебным жилым помещением, в котором члены его семьи (супруга и дети) зарегистрированы и проживают по настоящее время, а справка о сдаче данной квартиры им не представлена.
Кроме того, проживание ФИО15 по месту службы в городе Тейково свидетельствует о его раздельном проживании с членами его семьи.
Наряду с этим в оспариваемом решении административный ответчик сослался на то, что совершеннолетняя дочь административного истца ФИО8 - 1996 г. р, в настоящее время зарегистрирована и проживает в жилом доме, принадлежащем ФИО12 (отцу административного истца), как член семьи собственника, и, таким образом, не проживает совместно с административным истцом и является обеспеченной жилым помещением для постоянного проживания.
Также начальник Отделения мотивировал свое решение тем, что дочь супруги ФИО15 от другого брака - ФИО11 - 2003 года рождения, не является лицом, находящимся на его иждивении, в связи с чем не имеет права на обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации в составе его семьи.
Полагая свои права нарушенными, ФИО15 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, оспорив решение начальника Отделения от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении его и членов его семьи: супруги - ФИО7 и сыновей: ФИО9 и ФИО10, просил обязать указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии его с названным составом семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО15 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - Управления - ФИО6, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе ФИО15 в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылается на положения ст. 176, ч. 4 ст. 180 КАС РФ, разъяснения, данные в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении".
Со ссылкой на положения п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), ст. 69 ЖК РФ, разъяснения, данные в п. 25 Постановления Пленума Верхового Суда от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", указывает, что необходимыми условиями обеспечения жильем вместе с военнослужащим иных лиц являются их близкое родство (либо нахождение гражданина Российской Федерации у военнослужащего на иждивении) и совместное с ним проживание.
В этой связи полагает, что судом сделан ошибочный вывод о том, что, несмотря на отсутствие совместного проживания административного истца и членов его семьи, родственные отношения между ними не утрачены и они подлежат обеспечению в составе семьи военнослужащего.
Ссылаясь на положения ч. 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ, отмечает, что судом не учтено, что спорные жилищные правоотношения возникли после введения в действие Жилищного кодекса РФ, в связи с чем его действие в полной мере распространяется на них.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
Из положений ст. 7, ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 69 и ч. 6 ст. 100 ЖК РФ следует, что применительно к жилищным правоотношениям, определяющим обстоятельством, свидетельствующим о наличии семейных отношений, является факт совместного проживания субъектов этих правоотношений на постоянной основе.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации введен, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.
Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации супруги, родители и их дети являются членами одной семьи.
Действительно, из материалов дела усматривается, что на момент обращения в жилищный орган с заявлением о принятии на жилищный учет ФИО15 проходил военную службу в "адрес", а его супруга и двое сыновей проживают в ранее предоставленном административному истцу и членам его семьи служебном жилом помещении, находящимся по адресу: "адрес"-78, мкр. Зеленый, "адрес".
Вместе с тем из копий паспортов административного истца и его супруги, свидетельств о регистрации по месту жительства и выписки из домовой книги усматривается, что административный истец, его супруга и сыновья (ФИО9 и ФИО10) постоянно зарегистрированы по вышеуказанному адресу по месту жительства. При этом фактическое раздельное проживание административного истца от его супруги и сыновей обусловлено перемещением военнослужащего к новому месту военной службы, где ФИО15 не обеспечен жилым помещением.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что применительно к жилищным правоотношениям, административный истец, его супруга и сыновья (ФИО9 и ФИО10) являются членами одной семьи, поскольку согласно материалам дела все они по основанию, предусмотренному Законом, постоянно зарегистрированы по месту жительства в предоставленном административному истцу служебном жилом помещении.
Каких-либо данных о наличии у административного истца, его супруги и сыновей жилых помещений для постоянного проживания материалы дела не содержат.
Следовательно, супруга и сыновья административного истца (ФИО9 и ФИО10) могут претендовать на обеспечение постоянным жилым помещением совместно с ФИО15.
Что же касается выделения административному истцу в 1994 г. земельного участка под жилищное строительство и непредоставления им в жилищный орган справки о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту службы, то данным обстоятельствам в решении суда первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
При этом, поскольку предоставление ФИО15 указанного земельного участка имело место в 1994 г, то есть до введения в действие в 2005 "адрес" кодекса РФ, довод автора жалобы о том, что спорные жилищные правоотношения возникли после введения в действие названного кодекса, является несостоятельным, а положения ч. 1 и 2 ст. 6 ЖК РФ применены судом первой инстанции правильно. Факт же регистрации ФИО15 права собственности на вышеуказанный земельный участок в 2015 г. правового значения для дела не имеет.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренным административным истцом решением начальника Отделения от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в принятии ФИО15, его супруги и сыновей (ФИО9 и ФИО10) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, нарушены права ФИО15 и правомерно удовлетворил его административное исковое заявление.
В связи с изложенным, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных статьёй 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного акта, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Шокур Ф.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.