Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего Арзина И.В.
судей Волосникова С.В, Пшеничникова Д.В.
при секретаре Шумиловой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хотько Вениамина Николаевича к Администрации Шумихинского района Курганской области о признании несостоявшимися общественных слушаний и недействительными их протоколов
по апелляционной жалобе Хотько В.Н. на решение Шумихинского районного суда Курганской области от 19 августа 2019 г, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Волосникова С.В. об обстоятельствах дела, пояснения Хотько В.Н. и его представителя Исакаева Г.Г, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя акционерного общества "Далур" Коноваловой Ю.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хотько В.Н. обратился в суд с двумя административными исковыми заявлениями к Администрации Шумихинского района Курганской области о признании несостоявшимися общественных обсуждений в форме слушаний, назначенных Администрацией Шумихинского района Курганской области на 23 мая 2019 г. на 10 и 11 час. по объекту государственной экологической экспертизы "Материалы обоснования лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии", а также признании недействительными составленных по итогам их проведения протоколов.
В обоснование требований указывал, что протоколы общественных обсуждений не соответствуют реальному процессу слушаний, вопросы, которые обсуждались, не соответствовали темам слушаний. Кроме того, протокол общественных обсуждений, проведение которых назначено на
11 час, идентичен протоколу слушаний, назначенных на 10 час.
Определением судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 19 июля 2019 г. административные дела по указанным административным искам Хотько В.Н. объединены в одно производство, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено акционерное общество "Далур" (далее - АО "Далур").
В судебном заседании Хотько В.Н, его представитель Исакаев Г.Г. на доводах административного иска настаивали.
Представители Администрации Шумихинского района Курганской области Цидилина Е.Ф, АО "Далур" Максимовских В.П. против заявленных требований возражали.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Хотько В.Н. просит решение суда отменить. Полагает, что изложенные в нем выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, кроме того оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. Считает необоснованным объединение двух слушаний в одно, а составленные по их итогам протоколы - не отражающими фактический ход обсуждений. Слушания проведены с нарушением предусмотренной законодательством процедуры, в том числе в части информирования населения о предстоящих слушаниях и регистрации участников общественных обсуждений. Изложенные в протоколах высказывания административного истца о превышении радиоактивности в пробах воды из его скважины не соответствуют действительности. В общественных обсуждениях не принимали участие эксперты и специалисты для представления гражданам объективных данных. Полагает результаты голосования по итогам слушаний сфальсифицированными.
В возражениях на апелляционную жалобу АО "Далур" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии Хотько В.Н. и его представитель Исакаев Г.Г. на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Представитель АО "Далур" Коновалова Ю.В. в судебном заседании просила оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представитель Администрации Шумихинского района Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в соответствии с поступившей в суд телефонограммой представитель административного ответчика Цицилина Е.Ф. просила рассмотреть дело без ее участия.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, и не сообщившего суду об уважительности причин своей неявки.
Заслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного контроля публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно выражать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение указанных вопросов может проводиться через средства массовой информации, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (пункт 3 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ порядок проведения общественного обсуждения устанавливается его организатором в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Организатор общественного обсуждения в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, выносимом на общественное обсуждение, сроке, порядке его проведения и определения его результатов. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, выносимого на общественное обсуждение.
По результатам общественного обсуждения подготавливается итоговый документ (протокол), который направляется на рассмотрение в органы государственной власти или органы местного самоуправления и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 5 статьи 24 Федерального закона N 212-ФЗ).
Статья 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ
"Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) устанавливает принципы экологической экспертизы, среди которых предусмотрен принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
Одними из полномочий, закрепленных статьей 9 Федерального закона N 174-ФЗ за органами местного самоуправления, являются полномочия по организации общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
В силу части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Согласно пункту 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16 мая
2000 г. N 372 (далее - Положение), участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
В силу пункта 4.9 Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.
При этом заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность только по организации общественных слушаний посредством издания соответствующего постановления по заявлению инициатора (заказчика проекта), в котором содержатся предусмотренные сведения информационного характера.
При этом у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по истребованию от заказчика дополнительных документов, прилагаемых к заявлению, а также по оценке проекта на его достоверность и достаточность, по установлению каких-либо дополнительных обязанностей для инициаторов общественных обсуждений.
Постановлением Администрации Шумихинского района Курганской области от 4 декабря 2018 г. N 822 утвержден порядок организации и проведения общественных обсуждений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе на территории Шумихинского района (далее - Порядок).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 5 апреля 2019 г. АО "Далур" обратилось в Администрацию Шумихинского района Курганской области с заявлением о проведении общественных обсуждений (в форме слушаний) о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей государственной экологической экспертизе на территории Шумихинского района Курганской области.
Постановлениями Администрации Шумихинского района Курганской области от 22 апреля 2019 г. N 235 и N 236 назначены общественные обсуждения в форме слушаний по объекту государственной экологической экспертизы "Материалы обоснований лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, с целью предотвращения или смягчения воздействия от реализуемого проекта на окружающую среду и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий, а также реализации конституционных прав граждан, общественных объединений на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии", цель намечаемой деятельности: эксплуатация ядерной установки и транспортирование ядерных материалов, на 23 мая 2019 г. в 11 и 10 час. соответственно, место проведения общественных обсуждений: Курганская область, Шумихинский район, с. Трусилово, ул. Агеева, д. 3, утвержден состав комиссии по проведению общественных обсуждений.
19 апреля 2019 г. в газете "Российская газета", 17 апреля 2019 г. в газете "Новый мир", 18 апреля 2019 г. в газете "Знамя труда" опубликованы сообщения о проведении указанных общественных обсуждений, назначенных на 23 мая 2019 г. в 10 и 11 час. в здании сельского Дома культуры по адресу: Курганская область, Шумихинский район, с. Трусилово, ул. Агеева, д. 3, с указанием цели намечаемой деятельности: транспортирование ядерных материалов и эксплуатация ядерной установки на "... " месторождении, места и времени ознакомления с документацией, адреса направления замечаний и предложений.
23 мая 2019 г. по указанным в извещении вопросам проведены общественные обсуждения в форме слушаний.
По результатам слушаний составлены два протокола от 23 мая 2019 г. N 1, которые подписаны председателем и членами комиссии по проведению общественных обсуждений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что процедура проведения общественных слушаний по объектам государственной экологической экспертизы целям намечаемой деятельности АО "Далур": эксплуатация ядерной установки и транспортирование ядерных материалов на "... " месторождении, проведена органом местного самоуправления в соответствии с установленными законодательством требованиями, административному истцу, как и другим заинтересованным лицам, была предоставлена возможность ознакомления с материалами.
Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вопреки доводам жалобы в материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка оповещения о проведении общественных обсуждений.
Сам административный истец Хотько В.Н. о проведении слушаний был извещен и принял в них непосредственное участие.
Довод административного истца о том, что информационное сообщение о месте и времени проведения общественных обсуждений опубликовано в средствах массовой информации до вынесения Администрацией Шумихинского района постановлений о проведении слушаний, о нарушении порядка информирования населения об их проведении не свидетельствует, поскольку указанные информационные сообщения соответствуют предъявляемым к их содержанию требованиям законодательства и порядку их опубликования. Кроме того, постановления Администрации Шумихинского района от 22 апреля 2019 г. N 235 и N 236, а также ссылка на материалы обоснования лицензий были размещены на официальном сайте Администрации Шумихинского района для обеспечения доступа общественности.
Довод административного истца о неприменении к рассматриваемым правоотношениям постановления Администрации Шумихинского района от 4 декабря 2018 г. N 822 ввиду того, что оно не было официально опубликовано, судом первой инстанции проверялся и был обоснованно отвергнут.
Вопреки доводам апелляционной жалобы протоколы общественных обсуждений надлежаще оформлены и подписаны организаторами, в них отражен ход слушаний, а также высказанные его участниками мнения.
Довод жалобы о том, что протоколы слушаний, назначенных на 10 и
11 час, по содержанию идентичны, о нарушении процедуры проведения общественных обсуждений не свидетельствует. Объединение обсуждения двух видов деятельности АО "Далур" отражено в протоколах слушаний и не противоречит действующему законодательству. При этом доказательств несоответствия протоколов фактическому ходу общественных обсуждений в материалах дела не имеется.
Обязательное участие в общественных обсуждениях специалистов и экспертов законом не предусмотрено.
Судебная коллегия также учитывает, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
Доводы административного истца об отказе судом в истребовании доказательств в виде сведений об уровне онкологических заболеваний и смертности в связи с ними в регионе, а также ссылка в жалобе о неверном указании в протоколах высказывания Хотько В.Н. о размере превышения радиоактивности в пробах воды из его скважины на выводы судебной коллегии о законности решения суда первой инстанции не влияют, поскольку установление указанных обстоятельств непосредственно к предмету судебного разбирательства по данному делу не относится.
В целом доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении судом первой инстанции оспариваемого решения судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных законом оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шумихинского районного суда Курганской области от 19 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хотько Вениамина Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.