Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Обносовой М.В,
судей областного суда Сорокиной О.А, Хаировой Д.Р,
при секретаре Ивановой Л.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционной жалобе Кулахмедова Т.А. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 17 июня 2019 года по административному делу по иску Кулахмедова Т.А. к Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" о признании незаконным решения об отказе в размещении объекта без предоставления земельных участков и установления сервитутов и понуждении устранить допущенные нарушения,
установила:
Кулахмедов Т.А. обратился в суд с административным иском, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по "адрес" общей площадью... кв.м, и жилой дом, расположенный на этом земельном участке общей площадью... кв.м. С целью газификации домовладения он заключил договор с АО "Газпром газораспределение Астрахань" о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения со сроком действия до 31 октября 2018г. Однако работы до настоящего времени не выполнены, поскольку письмом управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Астрахань" в размещении газопровода давлением до 1,2 МПа на землях кадастрового квартала N площадью... кв.м, по "адрес" отказано. Копию этого решения он получил только 09 февраля 2019 года. С отказом не согласен, так как он нарушает его права на газификацию принадлежащего ему объекта недвижимости. Просил признать незаконным решение об отказе в размещении объекта без предоставления земельных участков и установления сервитутов от 28 ноября 2018 года N 110, выданное управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Астрахань" и обязать устранить допущенные нарушения путем принятия правового акта о размещении объекта газопровода давлением до 1,2 Мпа (распределительный газопровод. Код стройки N на землях кадастрового квартала N площадью... кв.м, по "адрес"
В ходе рассмотрения дела административный истец изменил заявленные требования, просил признать незаконным решение об отказе в размещении объекта без предоставления земельных участков и установления сервитутов от 28 ноября 2018 года N 110, выданное управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Астрахань" и обязать устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления АО "Газпром газораспределение Астрахань" о размещении объекта газопровода давлением до N Мпа (распределительный газопровод. Код стройки N на землях кадастрового квартала N площадью... кв.м, по "адрес"
Административный истец Кулахмедов Т.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Кулахмедова Т.А. по доверенности. Пушкарев С.Н. доводы административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить.
Представитель управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Астрахань" Антонова О.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица АО "Газпром газораспределение Астрахань" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 17 июня 2019 года административные исковые требования Кулахмедова Т.А. о признании незаконным решения об отказе в размещении объекта без предоставления земельных участков и установления сервитутов и понуждении устранить допущенные нарушения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кулахмедов Т.А. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав
Кулахмедова Т.А, его представителя Пушкарева С.Н, поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Астрахань" Антонову О.А, возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что Кулахмедову Э.А. на основании договора купли-продажи от 27 декабря 2007 года прошедшего государственную регистрацию, на праве собственности принадлежит... доля земельного участка площадью... кв.м, из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером N находящегося по "адрес" предназначенного для эксплуатации жилого дома.
Согласно свидетельству о государственной регистрации, выданному 28 декабря 2011 года, за Кулахмедовым Э.А. также зарегистрировано право собственности на... долю жилого дома, расположенного по "адрес" общей площадью... кв.м.
В соответствии с техническими условиями N от 23 сентября 2016 года подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения, выданными Кулахмедову Т.А. ОАО "Астраханьгазсервис" сроком на 2 года, административный истец заключил договор N ТП-АСГ-27/Т7 от 7 марта 2017 года с АО "Газпром газораспределение Астрахань" на подключение дополнительного литера - индивидуального жилого дома, расположенного на принадлежащем Кулахмедову Т.А. земельном участке с кадастровым номером N по "адрес" к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю.
В рамках исполнения этого договора АО "Газпром газораспределение Астрахань" через ООО "СарБТИ", обратилось в управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Астрахань" с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью... кв.м, без предоставления земельного участка и установления сервитута для строительства линейного объекта: распределительного газопровода к объекту Кулахмедова Т.А, расположенного по "адрес"
Решением руководителя управления от 28 ноября 2018 года за N 110 в размещении объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута по указанному адресу отказано по основаниям, предусмотренным абзацем 4 пункта 2.11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 15 июля 2015 года N 362-П, в связи с несоответствием объекта капитального строительства, газоиспользующее оборудование которого подлежит подключению к сетям газораспределения; генеральному плану развития города Астрахани до 2025 года, утвержденному решением Городской Думы МО "Город Астрахань", в связи с расположением объекта с кадастровым номером N в зоне застройки многоквартирными жилыми домами (Ж-4).
Статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения указанных объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка и условий размещения объектов, которые в соответствии с федеральным законодательством могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, указанных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 15 июля 2015г. N362-П (далее Порядок), условием размещения объектов является, в том числе то, что размещение объекта соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам благоустройства территории поселения (городского округа), на территории которого планируется размещение объекта.
В силу пункта 2.2 Порядка, на основании правового акта о размещении объекта (объектов), принятого уполномоченным органом (далее - правовой акт о размещении объекта (объектов), осуществляется размещение следующих видов объектов: нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром БЫ 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1.2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Для размещения объекта физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) либо его представитель обращается в уполномоченный орган с заявлением, составленным в произвольной письменной форме, в котором должны быть указаны определенные сведения (пункт 2.5. Порядка).
Согласно пункту 2.10. Порядка в случае представления заявителем заявления и документов, соответствующих требованиям пунктов 2.5, 2.6 настоящего раздела, уполномоченный орган в течение 35 рабочих дней со дня регистрации заявления и документов рассматривает их и по результатам рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает правовой акт о размещении объекта (объектов) или осуществляет подготовку проекта договора о размещении объекта (объектов) и направляет заявителю копию правового акта о размещении объекта (объектов) или два экземпляра подписанного проекта договора о размещении объекта (объектов) способом, указанным в заявлении; принимает правовой акт об отказе в размещении объекта (объектов) и направляет заявителю копию правового акта об отказе в размещении объекта (объектов) способом, указанным в заявлении.
Основанием для принятия правового акта об отказе в размещении объекта (объектов) является то, что размещение объекта не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам благоустройства территории поселения (городского округа), на территории которого планируется размещение объекта (пункт 2.11 Порядка).
Кроме того, использование земель населенных пунктов в соответствии с положениями статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны. При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Указанный пункт предусматривает возможность установления органами местного самоуправления перечня объектов, допустимых к размещению в пределах территорий общего пользования.
Как усматривается из представленных документов на спорном земельном участке с кадастровым номером N, находящемся по адресу "адрес" ранее размещался один жилой дом, к которому проложен газопровод.
В последующем, в 2011 году Кулахмедовым Т.А. самовольно без получения разрешения на строительство на этом земельном участке возведен второй жилой дом, право собственности на который за ним зарегистрировано в декабре 2011 года.
Согласно представленным документам спорное домовладение расположено в зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-3), в которой индивидуальные жилые дома не отнесены к разрешенным видам использования объектов недвижимости и вновь возведенный жилой дом не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Астрахань", утвержденным Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 17 мая 2018 года N52, а также Генеральному плану развития города Астрахани до 2025 года, утвержденному Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 19 июля 2007г. N82 с последующими изменениями и дополнениями.
Разрешая административные исковые требования, районный суд учел приведенные нормы права, пришел к правильному выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали основания для согласования трассы газоснабжения по спорному объекту недвижимости.
Доводы жалобы о том, что администрация МО "Город Астрахань" нарушает права истца как собственника жилого дома, на пользование принадлежащего и установленного в доме газового оборудования, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат пункту 2.11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 15 июля 2015 года N 362-П.
Таким образом, оспариваемое решение об отказе в размещении объекта без предоставления земельных участков и установления сервитутов от 28 ноября 2018 года N 110, выданное управлением по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО "Город Астрахань" является законным и обоснованным.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не являлись предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 17 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулахмедова Т.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.