Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кулакова А.В,
судей Серёжкина А.А, Харитоновой В.А,
при секретаре судебного заседания Джамалове Б.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
29 октября 2019 года
по докладу судьи Кулакова А.В,
дело по апелляционной жалобе Тузова С.М, поданной его представителем по доверенности Андреевой Е.Ю, на решение Осташковского городского суда Тверской области от 22 июля 2019 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы МО "Сиговское сельское поселение" N от 03 ноября 2017 г. "О предоставлении в аренду земельного участка Тузову С.М. по адресу: "адрес"".
Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", заключенный 03 ноября 2017 года между Администрацией МО "Сиговское сельское поселение" и Тузовым С.М..
Применить последствия недействительности ничтожной сделки:
- обязать Тузова С.М. возвратить земельный участок N площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.
Признать недействительным постановление главы МО "Сиговское сельское поселение" N от 03 ноября 2017 г. "О предоставлении в аренду земельного участка Тузову С.М. по адресу: "адрес"".
Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", заключенный 03 ноября 2017 года между Администрацией МО "Сиговское сельское поселение" и Тузовым С.М..
Применить последствия недействительности ничтожной сделки:
- обязать Тузова С.М. возвратить земельный участок N площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.
Взыскать с Тузова С.М. государственную пошлину в доход бюджета МО "Осташковский городской округ" в размере 300 (триста) рублей.
Принятые определениями Осташковского городского суда Тверской области 03 июня 2019 года обеспечительные меры в виде запрета Тузова С.М. совершать действия по строительству, осуществлению общестроительных работ на земельных участках с кадастровыми номерами: N и N "адрес", площадью 1500 кв.м, каждый, запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области совершать государственную регистрацию права, перехода прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N и N, расположенных по адресу: "адрес", площадью 1500 кв.м, а также регистрацию права собственности на объекты недвижимости, расположенные на указанных земельных участках, отменить после исполнения решения суда".
Судебная коллегия
установила:
Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Осташковского городского округа в лице Осташковской городской Думы с исковым заявлением к администрации Осташковского городского округа, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа, Тузову С.М. о признании недействительными постановлений главы МО "Сиговское сельское поселение" N и N от 03 ноября 2017 года "О предоставлении в аренду земельных участков Тузову С.М. по адресу: "адрес"", признании договоров аренды, находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровыми номерами N и N площадью 1500 кв. м. каждый, заключенных 03 ноября 2017 года между администрацией МО "Сиговское сельское поселение" и Тузовым С.М, недействительными (ничтожными) сделками, применении последствий недействительности ничтожной сделки по каждому договору обязанием Тузова С.М. передать по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес"
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой были выявлены нарушения земельного законодательства при предоставлении администрацией МО "Сиговское сельское поселение" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами N и N по заявлениям Тузова С.М. о предоставлении в аренду земельных участков, по результатам рассмотрения которых Администрацией МО "Сиговское сельское поселение" на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" были даны объявления о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, которые не соответствовали нормам п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ, поскольку в них не содержалось информации о предоставлении земельного участка под строительство жилого дома и не указывалось на право граждан в течение 30 дней подать заявления на участие в аукционе. В нарушение п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ администрация извещения о предоставлении спорных земельных участков на официальном сайте www.torgi.gov.ru не разместила. Администрация МО "Сиговское сельское поселение" по истечении тридцати дней с момента размещения извещения о предоставлении земельных участков должна была в соответствии с подп. 2 п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков Тузову С.М. в соответствии со ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Такое решение администрацией не принималось, а было принято постановление о предоставлении земельного участка. Однако, такая процедура возможна только для уже сформированного земельного участка. Администрацией МО "Сиговское сельское поселение" постановление о предварительном согласовании предоставления земельных участков не принималось, в связи с чем в силу ст. 4 Федерального закона N 334-ФЗ от 03 июля 2016 года полномочия по предоставлению спорных земельных участков у администрации МО "Сиговское сельское поселение" отсутствовали.
Главой администрации МО "Сиговское сельское поселение" является Тузов М.М. - "данные изъяты" Тузова С.М. При предоставлении Тузову С.М. земельных участков у Тузова М.М. возник конфликт интересов, от которого он не устранился. Поскольку администрацией при предоставлении Тузову С.М. земельных участков, находящихся в государственной собственности для индивидуального жилищного строительства, не были соблюдены интересы неопределенного круга лиц, желающих принять участие в аукционе, то есть были нарушены принципы публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, не соблюдены интересы Осташковского городского округа, связанные с эффективным использованием земель по их целевому назначению, постольку прокурор полагал, что постановления Главы муниципального образования "Сиговское сельское поселение" N и N от 03 ноября 2017 года "О предоставлении в аренду земельных участков Тузову С.М. по адресу: "адрес"" являются недействительными, а заключенные на их основании договоры аренды в силу ст. 167 ГК РФ - недействительными сделками с момента их совершения.
Участвующий в деле прокурор Волощук Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель истца Осташковской городской Думы о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Тузов С.М. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Тузова С.М. по доверенности Громов P.M. исковые требования не признал.
Представители ответчиков администрации Осташковского городского округа, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, в направленных суду ходатайствах просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства дела не просил.
Третье лицо Тузов М.М. в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Тузова С.М, поданной его представителем по доверенности Андреевой Е.Ю, ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта, так как судом неполно исследованы обстоятельства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом были неправильно применены нормы права, а также применены нормы права, не подлежащие применению.
В обоснование жалобы указано, что в настоящем деле заявлено несколько требований, к каждому из которых законом установлен разный срок исковой давности. Первоначальные требования - о признании постановлений от 03 ноября 2017 года о предоставлении в аренду земельных участков, сведения о вынесении которых являются общедоступными, в результате принятия этих постановлений с Тузовым С.М. были заключены договоры аренды, прошедшие государственную регистрацию.
Решением Осташковской городской думы N от 28 декабря 2017 года "О реорганизации Администрации Осташковского городского округа" была реорганизована Администрация Осташковского городского округа путем присоединения к ней администрации МО "Осташковский район" и администраций муниципальных образований сельских поселений Осташковского района, в том числе и МО "Сиговское сельское поселение". При преобразовании правопреемнику были переданы все документы муниципального образования, то есть правопреемник МО "Сиговское сельское поселение" - администрация Осташковского городского округа -узнала о принятии оспариваемых постановлений в декабре 2017 года. Поскольку Осташковская городская дума входит в структуру органов местного самоуправления МО "Сиговское сельское поселение", то и начало течения срока давности для истца совпадает с его началом для МО "Сиговское сельское поселение". Оспариваемые постановления вынесены 03 ноября 2017 года, с этой даты и начинает течь срок исковой давности по оспариванию указанных актов органа местного самоуправления. Исковое заявление подано в суд 03 июня 2019 года, то есть с пропуском срока давности, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Податель жалобы полагал, что судом необоснованно не применены нормы права о порядке и сроках рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Также подателем жалобы указано, что в удовлетворении производных требований о признании недействительными сделками договоров аренды должно быть отказано в силу пропуска срока исковой давности по основному требованию.
По мнению подателя жалобы, судом были неверно квалифицированы договоры аренды от 03 ноября 2017 года как ничтожные сделки, в то время как они являются на основании ст. ст. 166, 449 ГК РФ оспоримыми, соответственно, к ним применяется годичный срок исковой давности, установленный п. 2 ст. 181 ГК РФ, который в отношении истца начал течь с момента государственной регистрации права аренды на спорные земельные участки. Истец также не мог не узнать о принятии оспариваемых постановлений позднее декабря 2017 года, то есть позднее присоединения администрации МО "Сиговское сельское поселение". Исковое заявление прокурором подано за пределами срока исковой давности, что является основанием для отказа в иске.
Осташковской межрайонной прокуратурой принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых ее доводы критикуются как несостоятельные и предлагается оставить решение суда без изменения.
Администрация Осташковского городского округа в письменном отзыве полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Тузова С.М. по доверенности Андреева Е.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Прокурор Ковригина Е.Р. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, поддержав письменные возражения на жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что главой администрации МО "Сиговское сельское поселение" по результатам рассмотрения заявлений Тузова С.М. о предоставлении в аренду земельных участков было издано постановление N от 25 октября 2016 года об утверждении схем расположения двух земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: "адрес"
Спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 28 ноября 2016 года.
Извещения администрации МО "Сиговское сельское поселение" о приеме заявлений на предоставление в аренду земельных участков сроком на 20 лет с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов по адресу: "адрес", площадью 1500 кв.м, опубликованы 30 ноября 2016 года на официальном сайте названной администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением администрации МО "Сиговское сельское поселенке" N от 03 ноября 2017 года Тузову С.М. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: "адрес", для использования в целях индивидуального жилищного строительства, площадью 1500 кв.м, сроком на 20 лет.
Постановлением Администрации МО "Сиговское сельское поселение" N от 03 ноября 2017 года Тузову С.М. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: "адрес", для использования в целях индивидуального жилищного строительства, площадью 1500 кв.м, сроком на 20 лет.
03 ноября 2017 года между администрацией МО "Сиговское сельское поселение" и Тузовым С.М. заключены договоры аренды находящихся в государственной собственности спорных земельных участков сроком по 02 ноября 2037 года. 15 ноября 2017 года договоры аренды прошли государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Тверской области.
Законом Тверской области N 27-ЗО от 17 апреля 2017 года создан и наделен статусом городского округа Осташковский городской округ, муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории МО "Осташковский район": городское поселение - город Осташков, Ботовское сельское поселение, Ждановское сельское поселение, Залучьенское сельское поселение, Замошское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Свапущенское сельское поселение, Святосельское сельское поселение, Сиговское сельское поселение, Сорожское сельское поселение, Хитинское сельское поселение, объединены во вновь образованное муниципальное образование, наделенное статусом городского округа с наименованием Осташковский городской округ.
В силу п. 2 ст. 1 Устава Осташковского городского округа органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Осташковский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Осташковского района, городского поселения - г. Осташков, Ботовского сельского поселения, Ждановского сельского поселения, Залучьенского сельского поселения, Замошского сельского поселения, Мошенского сельского поселения, Свапущенского сельского поселения, Святосельского сельского поселения, Сиговского сельского поселения, Сорожского сельского поселения, Хитинского сельского поселения.
Основываясь на положениях ст. ст. 1, 6, 39.1, 39.2, 39.6, 39.18 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 года N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно установилналичие нарушений в процедуре предоставления спорных земельных участков в аренду Тузову С.М, поскольку администрация МО "Сиговское сельское поселение" приняла оспариваемые постановления и заключила договоры аренды с Тузовым С.М. в отношении спорных земельных участков без опубликования извещения о предоставлении земельных участков на официальном сайте Российской Федерации с адресом www.torgi.gov.ru, что прямо нарушает требования подпункта 1 пункта 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
На момент обращения Тузова С.М. за предоставлением спорных земельных участков информация об их предоставлении подлежала опубликованию не только в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельных участков, но и на официальном сайте органа местного самоуправления и официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", при этом размещение сведений о предоставлении земельного участка на данных сайтах являлось обязательным.
Бремя доказывания факта размещения извещений на официальном сайте Российской Федерации с адресом: www.torgi.gov.ru, лежит на органе местного самоуправления, обязанном в силу ст. 39.18 Земельного кодекса РФ обеспечить опубликование указанных извещений. Таких доказательств органом местного самоуправления суду не представлено.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.
Аукцион проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к аукциону ущемляет, как право каждого желающего принять в нем участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.
При установленных обстоятельствах верным представляется вывод суда первой инстанции о том, что, не опубликовав извещение о проведении аукциона на сайте Российской Федерации по адресу: www.torgi.gov.ru, администрация МО "Сиговское сельское поселение" объективно не обеспечила возможность подачи потенциальными участниками заявок на участие в аукционе, что привело к ограничению доступа к участию в аукционе и могло привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона, в связи с чем является не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в аукционе всем желающим принять в нем участие, является существенным нарушением закона.
Принятие постановлений N и N от 03 ноября 2017 года в нарушение предусмотренной законом процедуры извещения, а также в отсутствие решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков и в отсутствие полномочий по предоставлению спорного земельного участка, является достаточным основанием для признания оспариваемых постановлений администрации МО "Сиговское сельское поселение" N и N от 03 ноября 2017 года недействительными.
Судом первой инстанции в соответствии с положениями п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ, разъяснениями п. п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделан вывод о ничтожности договоров аренды спорных земельных участков от 03 ноября 2017 года между администрацией МО "Сиговское сельское поселение" и Тузовым С.М, как заключенных на основании недействительных решений органа местного самоуправления, посягающих на интересы Осташковского городского округа Тверской области, неопределенного круга лиц, то есть на публичные интересы.
Суд разрешилна основании п. п. 1, 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ вопрос о приведении сторон в первоначальное положение, возложив обязанность на Тузова С.М. возвратить спорные земельные участки в государственную собственность, поскольку факт передачи по ничтожным сделкам спорных земельных участков в аренду Тузову С.М. подтвержден актами приема-передачи земельных участков.
Администрация Осташковского городского округа зарегистрирована в качестве юридического лица 13 декабря 2017 года. Администрация Осташковского городского округа реорганизована путем присоединения к ней, в том числе Администрации МО "Городское поселение - г. Осташков", и является её правопреемником, о чем свидетельствуют Закон Тверской области от 30 марта 2017 года, решения Осташковской городской Думы N, N от 28 декабря 2017 года, п. 2 ст. 1 Устава Осташковского городского округа.
Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа названный Комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности Осташковского городского округа, в связи с чем суд в решении указал, что спорные земельные участки подлежат передаче Тузовым С.М. по акту приёма-передачи Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа.
Со ссылками на ст. ст. 1103, 1107 Гражданского кодекса РФ, п./п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, приняв во внимание, что Тузов С.М. пользовался предоставленными ему земельными участками, суд признал уплаченную им по договорам арендную плату формой оплаты за пользование переданными в аренду земельными участками, которая подлежит зачету в счет возмещения стоимости пользовании имуществом. Доказательств, подтверждающих внесение Тузовым С.М. арендной платы, превышение перечисленных арендодателю денежных средств размера установленной сторонами арендной платы, обогащения на стороне собственника имущества за счет арендатора, при рассмотрении дела не представлено.
Судебная коллегия не имеет оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, основаны на доказательствах, изложенных в решении, и соответствуют правовому регулированию спорных правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске прокурором срока исковой давности, о необходимости применения к требованиям прокурора о признании недействительными оспариваемых постановлений администрации МО "Сиговское сельское поселение" положений ст. 219 КАС РФ о трехмесячном сроке обращения в суд, не влекут отмену обжалуемого решения, поскольку основаны на неверном понимании и толковании норм действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Поскольку спорные постановления, договоры аренды земельных участков являются недействительными в силу ничтожности, как принятые и заключенные с нарушением требований земельного законодательства и посягающие на публичные интересы, постольку трехлетний срок исковой давности предъявления иска в суд в рассматриваемом случае прокурором, обратившимся в суд с исками 03 июня 2019 года, пропущен не был.
В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что, по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Разрешение настоящего спора подразумевает выяснение судом вопроса о наличии у администрации сельского поселения права распоряжения и наличии у гражданина - ответчика права на приобретение в аренду спорных земельных участков, ввиду чего заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.
В п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, является основанием, в частности, для регистрации права аренды на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 Гражданского кодекса РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Общий срок для защиты гражданских прав по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), составляет три года (ст. 195, п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных выше положений закона следует, что предусмотренный главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а, соответственно, и предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд, не подлежат применению в тех случаях, когда имеет место обращение в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Требование о признании недействительными постановлений местной администрации является предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса РФ способом защиты гражданского права и было заявлено прокурором наряду с другими исковыми требованиями в отношении предмета спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договоры аренды земельных участков являются оспоримыми сделками, к которым подлежат применению положения п. 1 ст. 449 и п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса РФ о годичном сроке исковой давности основаны на ошибочном толковании норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в отношении спорных земельных участков торгов по реализации права аренды не проводилось.
Иных доводов, имеющих правовое значение, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии счастью 4 статьи 330Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Осташковского городского суда Тверской области от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тузова С.М, поданную его представителем по доверенности Андреевой Е.Ю, - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Кулаков
Судьи А.А. Серёжкин
В.А. Харитонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.