Пояснительная записка к проекту Федерального Закона
"О Российском сельскохозяйственном банке"
Государственное регулирование агропромышленного производства во всем мире лежит в основе концепции государственного регулирования национальной экономики.
Российская Федерация, чье сельское хозяйство традиционно является объектом пристального внимания, имеет богатую историю использования самых разных финансово-экономических и организационных механизмов стимулирования развития агропромышленного комплекса.
Представляется, что необходим специальный финансовый институт, с помощью которого государство выполняло бы свои стратегические задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны, выполнению продовольственной программы и поддержке отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Реализация подобных задач возможна при условии создания особого и нового типа кредитной организации - банка с преобладающим участием Российской Федерации.
В действующем российском законодательстве указанный тип кредитных организаций не представлен.
Учитывая особенности сельскохозяйственной отрасли экономики, а также ее место в системе жизнеобеспечения государства необходимо принять отдельный законодательный акт по вопросам создания и функционирования отраслевого сельскохозяйственного банка с преобладающим участием Российской Федерации - Российского сельскохозяйственного банка.
Важность и необходимость создания специализированного, системообразующего банка как одного из звеньев государственной кредитно-финансовой политики в сфере агропромышленного комплекса отмечена в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О Российском сельскохозяйственном банке" от 16 февраля 2000 года N 13-СФ.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 75-рп также отмечается необходимость создания "Российского сельскохозяйственного банка для целей последующего формирования на его базе национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
В этой связи предмет законодательного регулирования представленного проекта Федерального Закона "О Российском сельскохозяйственном банке" (далее - "проект Закона") составляют отношения, возникающие в процессе создания и функционирования банка с преобладающим участием Российской Федерации, являющегося основой формирования национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства Российской Федерации.
Следует отметить, что для целей ускорения процесса формирования такого банка 24 апреля 2000 года был создан и зарегистрирован в качестве кредитной организации банк с наименованием "Российский сельскохозяйственный банк". Учредителем банка выступила Государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".
После принятия настоящего проекта Закона в отношении созданного Российского сельскохозяйственного банка будут проведены организационные процедуры, обозначенные в проекте Закона.
Прежде всего, из состава учредителей выйдет Государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".
В качестве основного акционера банка вступит Правительство Российской Федерации, которому в любой момент времени будет принадлежать не менее 50% акций плюс одна акция в уставном капитале Российского сельскохозяйственного банка. Представляется, что таким образом государство сможет с учетом возможностей, предоставляемых законодательством об акционерных обществах, активно влиять на деятельность Российского сельскохозяйственного банка.
Предполагается, что другими основными акционерами банка будут субъекты Российской Федерации, пожелавшие войти в состав акционеров, каждому их которых будет принадлежать не более 5% от общего количества эмитированных акций.
Российский сельскохозяйственный банк займет особое место в сложившейся банковской системе. При этом достижению указанной цели будет способствовать, прежде всего, специальный правовой статус Российского сельскохозяйственного банка, описываемый в законопроекте.
Особенности правового положения Российского сельскохозяйственного банка будут выражаться, в частности, в предоставлении последнему ряда налоговых льгот на десятилетний период, а также установлении Банком России индивидуальных численных значений обязательных нормативов.
Российский сельскохозяйственный банк подлежит освобождению от резервирования средств, подлежащих депонированию в Банке России, в части, касающейся находящихся на корреспондентских счетах Российского сельскохозяйственного банка остатков бюджетных средств. Кроме того, предполагается, что в отношении выданных банком сельскохозяйственным товаропроизводителям кредитных ресурсов, источником которых являются бюджетные средства, резервы на возможные потери по ссудам не будут формироваться.
Предоставление Российскому сельскохозяйственному банку подобного индивидуального режима деятельности объясняется прежде всего особенностями целей деятельности и функций последнего.
Так, в соответствии с проектом Закона основными целями деятельности банка будут являться:
принятие во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации участия в реализации кредитно-денежной и финансовой политики Российской Федерации в сфере агропромышленного производства;
формирование в сфере агропромышленного производства эффективной национальной кредитно-финансовой системы обслуживания отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
принятие участия в обеспечении эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в агропромышленном комплексе на всей территории Российской Федерации.
В числе ряда особенных функций Российского сельскохозяйственного банка следует назвать:
обеспечение стабильного функционирования финансовой системы агропромышленного комплекса Российской Федерации за счет комплексного банковского обслуживания отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности;
выполнение функций уполномоченного банка (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию специального бюджетного фонда льготного кредитования, лизингового, а также других бюджетных и внебюджетных фондов, создаваемых для поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации;
осуществление кредитно-финансового обслуживания государственных программ развития и поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации, а также программ, связанных с социальным развитием села, мелиорацией земель и повышением продуктивности и устойчивости земледелия, плодородия земель, развитием сельскохозяйственного машиностроения;
участие в кредитовании программ по обеспечению сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием потребителей федерального продовольственного фонда, а также других программ, связанных с удовлетворением государственных нужд в указанной продукции;
участие в программах финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального Закона
"О Российском сельскохозяйственном банке"
Для целей ускорения процесса формирования Российского сельскохозяйственного банка 24 апреля 2000 года был создан и зарегистрирован в качестве кредитной организации банк с наименованием "Российский сельскохозяйственный банк". Учредитель банка - Государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", сформировал и оплатил уставный капитал банка в размере 375 млн. рублей 100%.
В этой связи каких-либо дополнительных материальных затрат, связанных с созданием Российского сельскохозяйственного банка не потребуется.
В то же время следует отметить, что для целей реализации проекта Федерального Закона "О Российском сельскохозяйственном банке" потребуются расходы федерального бюджета - в 2001 году предполагается выделение из федерального бюджета средств на пополнение уставного капитала Россельхозбанка в размере 1,0 млрд. рублей (ст.8, ч.6).
Дополнительных прямых затрат бюджета на предвидится.
Предлагаемое освобождение Российского сельскохозяйственного банка в течение первых 10 лет от уплаты налогов и сборов можно рассматривать как потенциальное сокращение доходной части федерального бюджета. Однако создание таких условий позволит в последующем аккумулировать дополнительные средства для вложений в агропромышленный комплекс Российской Федерации. В перспективе это приведет к росту налоговой базы по целому ряду налогов и увеличению поступлений в бюджетную систему.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием закона
"О Российском сельскохозяйственном банке"
В связи с принятием закона "О Российском сельскохозяйственном банке" подлежат дополнению нижеследующие акты федерального законодательства:
1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1593; 1996, N 1, ст.7; N 1, ст.3; N 26, ст.3032; 1997, N 9, ст.1028; N 18, ст.2099; 1998, N 10, ст.1147; N 31, ст.3829; 1999, N 28, ст.3472).
2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829; 1999, N 28, ст.3459; N 28, ст.3469).
3. Федеральный закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.525; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1592; 1996, N 1, ст.20; 1997, N 3, ст.357; Российская газета, 1999, 5 марта, N 43; 1999, 7 апреля, N 66; 1999, 12 мая N 90).
4. Федеральный закон "О налоге на имущество предприятий" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 12, ст.599; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; N 25, ст.905; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст.1590; N 26 ст.2402; N 35; ст.3503; 1998; N 2, ст.217; 1999, N 7, ст.879; N 18, ст.2221).
5. Федеральный закон "О дорожных фондах в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст.1426; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 3, ст.102; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 29, ст.3010; 1995, N 26, ст.2402; N 35, ст.3503; 1996, N 1, ст.4; 1997, N 22, ст.2545; 1998, N 26, ст.3013; 1999, N 1, ст.1; N 7, ст.879; N 16, ст.1930).
Признание актов федерального законодательства утратившими силу, а также приостановление, изменение действующих актов федерального законодательства либо принятие новых в связи с принятием закона "О Российском сельскохозяйственном банке" не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.