Пояснительная записка
к Федеральному закону "Об отзыве депутата Государственной Думы"
В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю.
Существенной задачей при становлении открытого общества, в котором развитые гражданские институты не допускали бы отрыва государственной власти от народа и дискредитации демократических ценностей, является установление контроля граждан Российской Федерации над избранными ими в органы государственной власти и местного самоуправления представителями. Именно падение авторитета представительной власти стало одной из основных предпосылок становления "просвещенных" авторитарных диктатур в мире (напр., Перу).
Вряд ли можно считать самодостаточным механизм выборов, происходящих раз в четыре года, так как отсутствие отчетности и ответственности в этот период порождает безответственность и бесконтрольность, заведомо невыполнимые обещания в ходе избирательных кампаний, практику обмана избирателей и снижение авторитета парламента.
Поэтому, отзыв депутата избирателями в этой связи представляется важнейшим инструментом становления правового государства, в котором народ действительно, а не номинально, является источником власти в стране. Он также позволит решать многие из существующих конфликтов в конструктивном ключе, так как позволит населению на еле контролировать власть в установленном законом порядке, повысит гражданское самосознание людей, укрепит доверие к государственной власти.
Отзыв депутата, избранного по федеральному округу, соответствующим избирательным объединением (блоком) будет способствовать развитию партийных институтов, их независимости от исполнительной власти и укреплению многопартийной системы в Российской Федерации.
Более того, подтверждением востребованности обществом принятия предлагаемого закона является становление соответствующих механизмов, происходящее уже сегодня. Представляется логичным развитием принципов демократического общества принятие рядом субъектов федерации и органов местного самоуправления местных законов и иных нормативных правовых актов о порядке отзыва депутатов избирателями. Такие акты приняты в Нижегородской, Кировской, Московской областях. Отсутствие подобного механизма на федеральном уровне сковывает развитие этой практики в остальных субъектах федерации.
Возражение о возможных существенных затратах при принятии закона не обосновано. Существовавшая практика отзыва депутатов в РСФСР показала, что, во-первых, этот механизм задействовался избирателями достаточно редко, во-вторых, далеко не всегда голосования приводили к отзыву депутата (Омск).
Справка
о состоянии законодательства в сфере регулирования проекта
федерального закона "Об отзыве депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации"
Общественные отношения, охватываемые проектом федерального закона "Об отзыве депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в настоящее время никакими законами не регулируются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.