Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей"
1. Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, предусмотренным законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей, и что условия формирования денежного довольствия сотрудничав ГТК России аналогичны системе денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и также включают ежемесячную надбавку к должностному окладу в размере от 25 до 50% суммы пенсии, которая могла быть им назначена.
Аналогичный порядок пенсионного обеспечения установлен для прокуроров и следователей, имеющих классные чины, и их семей Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ и для сотрудников налоговой полиции - Федеральным законом "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. N 5238-I.
В настоящее время лицам из числа пенсионеров Минобороны, МВД и ФСБ РФ, зачисленным на службу в органы прокуратуры, налоговой полиции и таможенные органы, выплачивается соответствующее денежное содержание, они обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием и пользуются определенными льготами как и военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. При этом указанным лицам продолжают выплачиваться назначенные им пенсии от Минобороны, МВД и ФСБ РФ, что приводит к нарушению действующей системы денежного довольствия и пенсионного обеспечения указанных лиц и противоречит здравому смыслу.
Такое положение сложилось из-за того, что статья 6 Закона РФ, в который предлагается внести изменения и дополнения, предусматривает приостановление выплаты пенсий пенсионерам Минобороны, МВД и ФСБ РФ при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел. (Условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные для военнослужащих, на сотрудников других министерств и ведомств ранее не распространялись).
С целью упорядочения законодательного регулирования порядка выплаты пенсий предлагается внести изменения в соответствующие статьи Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в частности, предусмотрев приостановление выплаты пенсии пенсионерам в случае их определения не только на военную службу и службу в органы внутренних дел, но и в органы прокуратуры, налоговой полиции и таможенные органы.
При этом признано необходимым законодательно установить право таких лиц на возобновление приостановленной выплаты пенсии при последующем увольнении их со службы из указанных органов (пункты 1-2 законопроекта).
2. В связи с изменением порядка выплаты пенсий гражданским пенсионерам за время проживания их в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обеспечения (домах-интернатах, пансионатах) - ст.122 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предлагается аналогичный порядок выплаты пенсий установить и для военных пенсионеров, проживающих в таких же домах-интернатах (пансионатах) - ст.59 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих изложить в новой редакции. Суть в том, что в настоящее время гражданским пенсионерам выплачивается 25% пенсии, а военным - 20% и разница между суммой назначенной и выплачиваемой пенсии гражданскому пенсионеру перечисляется учреждению, где он проживает, для улучшения условий проживания в них пенсионеров, а за военного нет. (По этому вопросу много обращений и пенсионеров, и директоров домов-интернатов (пансионатов) с предложением установить единый порядок выплаты пенсий, что и предлагается в законопроекте (пункт 5 ст.1 законопроекта).
3. Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 г. N 11-П положение статьи 124 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривающей приостановление выплаты пенсии на время лишения пенсионера свободы по решению суда, признано не соответствующим Конституции РФ, поэтому аналогичное положение ст.61 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих должно быть изменено и приведено в соответствие с требованиями статей 98 и 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, введенного в действие с 01.07.1997 года. На основании указанных статей Кодекса осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Практически с 1998 года выплата пенсий за время лишения пенсионера свободы производится и необходимые для этого суммы денежных средств федеральным бюджетом предусмотрены.
С учетом изложенного и предлагается новая редакция ст.61 Закона, предусматривающей выплату пенсий осужденным пенсионерам в порядке, установленном ст.107 Уголовно-исполнительного кодекса (пункты 4 и 6 статьи 1 законопроекта).
Что касается пункта 3 статьи 1 законопроекта, то он включен в связи с переименованием Врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК) в Государственную службу медико-социальной экспертизы (Федеральный закон N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
4. Представление финансово-экономического обоснования данного законопроекта не требуется, поскольку по оценке Минфина России упорядочение порядка выплаты пенсий позволит сократить расходы федерального бюджета ориентировочно на сумму 200 млн.руб. в расчете на год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.