Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.
судей: Бондаревой Н.А, Клименко А.А,
при секретарях: Пензиной О.С, Климашевской Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело N 2а-994/2019 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Томской области к Аскерову Натигу Акифовичу о взыскании транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Аскерова Натига Акифовича в лице представителя Желтовой Екатерины Андреевны на решение Ленинского районного суда г. Томска от 09 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кущ Н.Г, объяснения представителя Аскерова Н.А. Желтовой Е.А, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Томской области Соколовского Е.В, суд
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Томской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Томской области) обратилась в Первомайский районный суд Томской области с административным иском к Аскерову Н.А, в котором просила взыскать с административного ответчика 29420,20 рублей, из которых недоимка по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы составляет 29252 рубля, пени по транспортному налогу за период с 17.02.2018 по 11.03.2018 составляют 168,20 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что Аскеров Н.А. является плательщиком транспортного налога ввиду наличия в его собственности транспортных средств. За 2014, 2015, 2016 годы Аскерову Н.А. произведено начисление транспортного налога, 20.12.2017 направлено налоговое уведомление N 83102301 с перерасчетом транспортного налога по налоговым уведомлениям N 2938114, N 130862174, срок уплаты налога указан не позднее 16.02.2018. В установленный срок налог не уплачен, что явилось основанием для начисления пени и направления требования об уплате налога N 7703 по состоянию на 12.03.2018 с предложением погасить задолженность по налогам и пени в срок до 04.05.2018.
В связи с неуплатой в установленный налоговым органом срок сумм налога и пени, Межрайонная ИФНС России N 1 по Томской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением от 18.02.2019 срок для подачи заявления об отмене судебного приказа восстановлен, судебный приказ от 01.10.2018 отменен.
Определением Первомайского районного суда Томской области от 23.04.2019 административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Томска.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Межрайонной ИФНС России N 1 по Томской области, административного ответчика Аскерова Н.А, с участием представителя последнего - Руколеевой О.В, которая возражала против удовлетворения административного иска.
Обжалуемым решением суда административный иск Межрайонной ИФНС России N 1 по Томской области удовлетворен. С Аскерова Н.А. в пользу соответствующего бюджета взыскана задолженность в размере 29420,20 рублей, из которых 29252 рубля - транспортный налог за 2014, 2015 и 2016 годы; 168,20 рублей - пени по транспортному налогу за период с 17.02.2018 по 11.03.2018. Также с Аскерова Н.А. в доход муниципального образования "Город Томск" взыскана государственная пошлина в размере 1082,61 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик Аскеров Н.А. в лице своего представителя Желтовой Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд, между тем Межрайонная ИФНС России N 1 по Томской области не заявила о восстановлении пропущенного срока. Считает, что суд необоснованно не применил к сложившимся правоотношениям пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отмечает, что обязанность по уплате транспортного налога возникает со дня получения налогового уведомления. Между тем материалы дела доказательств направления Аскерову Н.А. налоговых уведомлений не содержат. Все налоговые уведомления были направлены на неверный адрес - Куяново, в то время как местом жительства Аскерова Н.А. является /__/. Почтовое отправление, имеющее статус "получено", направлено также на иной адрес, и сведений о получателе не содержит. Также налоговым органом не было направлено требование об уплате налога. В связи с тем, что сведений о получении Аскеровым Н.А. налоговых уведомлений в материалах дела не имеется, обязанность по уплате налога не наступила.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Межрайонная ИФНС России N 1 по Томской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу Аскерова Н.А. - без удовлетворения.
Судебная коллегия на основании части 1 статьи 307, части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Аскерова Н.А, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).
В силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 названного Кодекса налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Судом установлено, следует из материалов дела, что за Аскеровым Н.А. зарегистрированы транспортные средства: ТОЙОТА КАМРИ, госномер /__/ (2014 год), ШКОДА OCTAVIA, госномер /__/ (2014, 2015 годы), НИССАН TEANA, госномер /__/ (2015, 2016 годы), ТАТРА 8145С.1, госномер /__/ (2015, 2016 годы); НИССАН TITAN, госномер /__/ (2016 год).
Согласно налоговому уведомлению N 1308622174 от 27.08.2016 Аскерову Н.А. начислен транспортный налог в сумме 33328 рублей за 2015 год со сроком уплаты до 01.12.2016.
Также Аскерову Н.А. был начислен транспортный налог за 2014, 2016 годы в сумме 42272 рублей, что следует из налогового уведомления N 2938114 от 02.07.2017, срок уплаты данного налога установлен до 01.12.2017.
Налоговые уведомления N 1308622174 от 27.08.2016, N 2938114 от 02.07.2017 были направлены Аскерову Н.А, что подтверждается списком корреспонденции, где указаны присвоенные почтовым отправлением штрихкодовые почтовые идентификаторы, а также отчетами об отслеживании почтовых отправлений (л.д.58, 64, 65).
В связи с необоснованным начислением налога за автомобиль МЕРСЕДЕС-БЕНЦ за 2014, 2015, 2016 годы, налоговым органом произведен перерасчет транспортного налога, что следует из пояснений представителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Томской области, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, а также подтверждается налоговым уведомлением N 83102301 от 20.12.2017, в котором указан срок уплаты налога - до 16.02.2018. Сумма налога за транспортные средства ТОЙОТА КАМРИ, госномер /__/ (2014 год), ШКОДА OCTAVIA, госномер /__/ (2014, 2015 годы), НИССАН TEANA, госномер /__/ (2015, 2016 годы), ТАТРА 8145С.1, госномер /__/ (2015, 2016 годы); НИССАН TITAN, госномер /__/ (2016 год) согласно указанному налоговому уведомлению от 20.12.2017 составила 29252 рубля (л.д.14).
27 марта 2018 года в адрес Аскерова Н.А было направлено требование N7703, согласно которому ответчик в срок до 04 мая 2018 года должен уплатить задолженность по налогам, которая по состоянию на 12 марта 2018 года составляла 29252 рубля - транспортный налог, 168,20 - пени (л.д.10).
Неуплата Аскеровым Н.А. указанной недоимки послужила основанием для обращения налогового органа в суд.
Разрешая дело и приходя к выводу об удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России N 1 по Томской области, суд первой инстанции исходил из того, что Аскеров Н.А, являясь собственником транспортных средств, в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации должен был уплатить транспортный налог за 2014, 2015, 2016 годы, однако данную обязанность не исполнил, в связи с чем данный налог в сумме 29252 рублей и пени в сумме 168,20 рублей подлежат взысканию с налогоплательщика в судебном порядке. При этом суд исходил из того, что налоговым органом соблюдены установленные законом сроки и порядок взыскания налога.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о соблюдении административным истцом установленной процедуры взимания налогов по следующим основаниям.
Обращаясь в суд с административным иском, Межрайонная ИФНС России N1 по Томской области просила взыскать с Аскерова Н.А. недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы и пени, ссылаясь на налоговое уведомление N83102301 от 20.12.2017, налоговое требование N7703 от 12.03.2018.
В силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Согласно пункту 4 статьи 57 того же Кодекса в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 6 статьи 58 приведенного Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Из приведенных выше правовых норм следует, что поскольку транспортный налог в отношении физических лиц исчисляется налоговым органом, обязанность по уплате транспортного налога, в том числе при произведении перерасчета, возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Материалами дела подтверждается только факт направления в адрес Аскерова Н.А. уведомлений N130862174 от 27.08.2016 и N2938114 от 02.07.2017 (л.д.58, 64, 65).
Судебная коллегия не соглашается с доводами жалобы о направлении данных налоговых уведомлений на неверный адрес - д. Куяново, так как согласно ответу на судебный запрос из УФПС Томской области от 24.10.2019 N 8.8.12.4-07/633, отделение почтовой связи Куяново 636953 Асиновского почтамта обслуживает /__/, где проживал административный ответчик Аскеров Н.А.
Между тем в нарушение вышеназванных положений Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление N 83102301 от 20.12.2017 с перерасчетом транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы Аскерову Н.А. направлено не было.
Имеющаяся в материалах дела сводная таблица не подтверждает факт направления в адрес Аскерова Н.А. указанного налогового уведомления. Из ее содержания следует, что данный документ создан 20.12.2017, сведения о дате отправки документа и почтовом штрихкодовом идентификаторе отсутствуют, в то время как в отношении иных налоговых уведомлений такие данные указаны (л.д.58).
Более того, представитель административного истца в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции пояснял, что данное уведомление в адрес Аскерова Н.А. не направлялось ввиду отсутствия такой обязанности, так как в результате перерасчета сумма налога снижена, а не увеличена.
Утверждения административного истца об отсутствии обязанности направлять налоговое уведомление с перерасчетом сумм налога являются несостоятельными и противоречат статьям 57, 58 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым кодексом прямо предусмотрены случаи, когда налоговое уведомление не направляется, при этом пунктом 6 статьи 58 указанного кодекса установлено, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении; при этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении. Никаких изъятий по направлению налогового уведомления в случае перерасчета ранее начисленного налога данная норма не устанавливает.
При указанных обстоятельствах заслуживающими внимания являются доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для принудительного взыскания транспортного налога на основании налогового уведомления N 83102301 от 20.12.2017, поскольку ввиду ненаправления налоговым органом данного налогового уведомления у Аскерова Н.А. обязанность по уплате транспортного налога с перерасчетом за 2014, 2015, 2016 годы на его основании не наступила.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании моет быть восстановлен судом (пункт 3).
По налоговому уведомлению N 1308622174 от 27.08.2016 сроком уплаты налога является 01.12.2016, по налоговому уведомлению N 2938114 от 02.07.2017 - 01.12.2017, в связи с чем, принимая во внимание установленное правовое регулирование, требования об уплате налога должны быть направлены не позднее, соответственно, 02.03.2017 и 02.03.2018.
Между тем требования об уплате налога, пени по указанным налоговым уведомлениям Аскерову Н.А. не направлялись, что не отрицалось представителем административного истца, и свидетельствует о нарушении установленной законом процедуры взыскания обязательных платежей и санкций.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что при рассмотрении дела установлен факт ненаправления в адрес налогоплательщика налогового уведомления N 83102301 от 20.12.2017, в связи с нарушением установленной законодательством процедуры взимания налогов, отсутствуют правовые основания для взыскания задолженности по транспортному налогу.
Направление в адрес Аскерова Н.А. требования N7703 по состоянию на 12 марта 2018 года, включающего в себя, в том числе, задолженность по транспортному налогу за 2014, 2016 годы, не подтверждает соблюдение налоговым органом установленного законом порядка и сроков для обращения за принудительным взысканием задолженности по налогу за 2014 и 2016 годы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, требование N7703 по состоянию на 12 марта 2018 года было выставлено в связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога на основании уведомления N83102301 от 20.12.2017 года, установлен срок для его исполнения - до 04 мая 2018 года (л.д.10).
Указанное требование направлено в адрес Аскерова Н.А. 27 марта 2018 года (л.д.16-17).
Судебным приказом мирового судьи Первомайского судебного района Томской области от 01 октября 2018 года с Аскерова Н.А. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 29252 рубля, пени за период с 17.02.2018 по 11.03.2018 в сумме 168 рублей 20 копеек. Определением мирового судьи Первомайского судебного района Томской области от 18 февраля 2019 года данный судебный приказ отменен (л.д.6). 11.04.2019 МИФНС России N1 по Томской области обратилось в суд с настоящим административным иском.
Исходя из положений пунктов 4 и 6 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога подлежит направлению налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании; при этом в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.
Согласно налоговому уведомлению N2938114 от 02.07.2017 срок уплаты транспортного налога за 2014, 2016 год - 01.12.2017.
Соответственно, налоговое требование должно было быть направлено в адрес налогоплательщика не позднее 02 марта 2018 года.
Налоговое требование N7703 по состоянию на 12 марта 2018 года было направлено в адрес Аскерова Н.А. только 27 марта 2018 года, то есть с нарушением требований пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.04.2014 N 822-О в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установилсроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.
Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечёт продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
Таким образом, направление налогоплательщику требования об уплате налога не прерывает течение срока, в который налоговый орган вправе обратиться в суд за его принудительным взысканием.
Доказательств соблюдения сроков обращения в суд за принудительным взысканием задолженности по транспортному налогу с учетом положений пунктов 4 и 6 статьи 69, пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации истцом не представлено.
Создание уточненного налогового уведомления и выставление с учетом сроков, указанных в данном уведомлении, налогового требования привело к искусственному увеличению сроков принудительного взыскания задолженности по налогу и пени.
Учитывая, что вышеназванные нормы Налогового кодекса Российской Федерации возлагают на налоговый орган обязанность по направлению в предусмотренные законом сроки налогового уведомления и налогового требования, коллегия полагает невозможным возложение на налогоплательщика негативных последствий искусственного увеличения срока взыскания налога, в который включаются сроки направления налогового уведомления, налогового требования и обращения в суд.
Судом первой инстанции при разрешении дела не учтено, что Межрайонной ИФНС России N 1 по Томской области нарушена установленная законом процедура взыскания налога: налоговое уведомление N 83102301 от 20.12.2017, а также требования по ранее направленным уведомлениям Аскерову Н.А. не направлялись, в связи с чем необоснованным является вывод суда о соблюдении налоговым органом установленных законом сроков и порядка взыскания налога.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговым органом нарушены порядок и сроки обращения за принудительным взысканием задолженности по транспортному налогу, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 09 июля 2019 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Томской области к Аскерову Натигу Акифовичу о взыскании транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы, пени отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.